Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Н в кратком страдательном причастии. Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий

Н в кратком страдательном причастии. Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий

УРОК 117

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

Учитель диктует сочетания слов:

конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

Графически обозначьте условия выбора написаний.

Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

IV. Постановка проблемы урока.

Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1 . Используется подводящий диалог.

а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

1-й слайд .

Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

структура слов (наличие или отсутствие приставки).

После предварительных выводов учеников о написании одной и

двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

б) Продолжение наблюдений.

2-й слайд .

Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

(Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

в) Продолжение наблюдений.

3-й слайд .

Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

букв н в этих словах.

После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

2. Упр. 620 – чтение текста правила.

Какую новую информацию вы обнаружили?

Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

правилу мотивирующий характер.

Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

(вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

от которого образовано причастие (прилагательное).

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

Выполняется с комментированием устно.

Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется с комментированием письменно.

Познавательные УУД

1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

покрашенный – крашеный

выстиранный – стираный

подброшенный – брошенный

проглаженный – глаженый

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

2. Упр. 627.

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Выбор нн или н часто зависит от того, какой частью речи является отглагольное слово: причастием или прилагательным. И наоборот, если известно, сколько н в отглагольном слове (нн или н ), можно определить, какая это часть речи.

Таким образом, имеет смысл выучить следующие два пункта (это основное правило):

1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн ; как правило, эти причастия имеют при себе

  • приставки : ис правленн ая рукопись ;
  • зависимые (пояснительные) слова: правленн ые корректором страницы .

2. При отсутствии приставок или пояснительных слов обычно образуются имена прилагательные , в которых пишется н : правлен ый текст, бешен ый волк, вялен ая вобла, глажен ые брюки, золочён ые изделия, ломан ая линия, путан ый ответ, рван ая рана, сеян ые травы, стиран ое бельё и т.п.

за мощённ ые дороги (причастие) — мощённ ые булыжником дороги (причастие) — мощён ые дороги (имя прилагательное) .

1. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выяснение вопроса о написании нн н ) иногда производится не по правилу, а по смыслу.

Например, в предложении Будучи раненным , солдат оставался в строю слово раненным пишется с н н , несмотря на отсутствие при нем приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение, указывает не на постоянный признак-качество, а на временное состояние, т.е. является причастием, а не прилагательным; отглагольные прилагательные действия не обозначают и отвечают на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

Аналогично решается вопрос в предложении: Такие же худые женщины выносили на улицу тазики, стирали бельё, переговаривались и тут же развешивали стиранное (М. Шагинян).

Наоборот, в сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное бельё, стреляный-перестреляный воробей, штопаные-перештопаные чулки и т.п. во второй части сложных слов, несмотря на наличие приставки пере- , целесообразно писать одно н , так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного (высокая степень качества), а не значение «прилагательное плюс причастие».

Примечание 1. При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова, например: верченый парень (ветреный, легкомысленный), конченый человек (ни на что больше уже не способный), писаная красавица (красивая, как на картине), Прощёное воскресенье (последнее воскресенье перед Великим постом).

Примечание 2. Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки -не , например: неезженый, нехоженый, незваный, непрошеный, некошеный, некрашеный, некрещёный, неписаный (закон), непуганый .

Примечание 3. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, горячекатаный, холоднокатаный, цельнокатаный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. (ср. с такими же терминами, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).

Примечание 4. Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и др.), и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный, слыханный, читанный и др.).

2. С н н пишутся слова с приставками, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержанное вино, наложенным платежом, подержанные книги, поношенное платье, ускоренный шаг .

Исключения: назвáный брат, посажёный отец, смышлёный мальчик .

3. С н н пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный, -ёванный , например: балованный ребёнок, рискованный проект, корчёванный участок . Исключения: в прилагательных кованый и жёваный сочетания -ов- и -ёв- входят в состав корня, а не суффикса.

Примечание. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется н н или н в соответствии с производящей основой, например:

а) бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник ;

б) вареник, копчёности, мороженое, мученик, труженик, ученик .

То же самое относится к производным наречиям, например: деланно улыбаться, нежданно-негаданно явиться, путано отвечать .

4. В кратких страдательных причастиях , в отличие от полных, пишется одно н , в кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание нн . Ср.:

Мировая общественность была взволнована сообщением о зверствах фашистов . — Игра актёра была проникновенна и взволнованна (отглагольные прилагательные отвечают на вопросы: к а к о в?
к а к о в а? к а к о в о? к а к о в ы?).

В период дворцовых переворотов в России многие фавориты были приближены ко двору и возвышены . — Идеалы и стремления революционеров были возвышенны .

Эта девушка воспитана в интернате . — Манеры этой девушки свидетельствуют о том, что она умна и воспитанна .

Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны . — Сюжеты этих произведений сложны и запутанны .

Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой . — При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны .

С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы . — Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны .

Масштабы работ были ограничены отпущенными средствами . — Его возможности ограниченны (т. е. малы).

Врачи были озабочены состоянием больного . — Шторм усиливался, и лица моряков были серьёзны и озабоченны .

Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы . — Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны .

Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы . — Ответы учеников были содержательны и продуманны .

Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с н н , а в краткой — с одним н , подобно причастиям, с которыми их сближает наличие приставки и значение вида, например: заплаканные глаза — глаза заплаканы, заржавленные ножи — ножи заржавлены, поношенное платье — платье поношено .

То же в сложных словах, например: общепризнанное превосходство — превосходство общепризнано, свежезамороженные ягоды — ягоды свежезаморожены .

Примечание 2. В некоторых именах прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции. Ср.:

Сестра намерена вскоре уехать («имеет намерение» — в сочетании с инфинитивом). — Его дерзость намеренна («нарочита» — без инфинитива).

Мы преданы Родине (в сочетании с дополнением в дательном падеже). — Старые друзья всегда преданны (без дополнения).

Наши легкоатлеты уверены в победе (с дополнением). — Движения гимнастов легки и уверенны (без дополнения).

Упражнение на тему «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» (из пособия Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»)

Задание:

Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов гласные буквы и Н или НН.

  1. Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на.
  2. Гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н.
  3. Печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н.
  4. Кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но.
  5. Пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом.
  6. Краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны.
  7. Пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но.
  8. Мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником.
  9. Варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник.
  10. Рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы.
  11. Лом..ный грош, слом..ная подкова, игрушка слом..на.
  12. Плавл..ный сыр, расплавл..ный металл, монеты переплавл..ны.
  13. Беш..ный ритм, взбешё..ный старик, беш..но сверкая глазами.
  14. Пут..ный рассказ, запут..ная история, говорить пут..но, все нитки перепут..ны.
  15. Гашё..ная известь, негашё..ная известь, погаш..ная сигарета, сигарета погаш..на.
  16. Ран..ный солдат, изран..ный солдат, легкоран..ный солдат, легко ран..ный в ногу солдат, солдат изран..н.
  17. Белё..ное полотно, небелё..ное полотно, побелё..ная стена, белё..ная в прошлом году мазанка, стена побел..на.
  18. Се..ная мука, несе..ная мука, просе..ная мука, мука просе..на.
  19. Тка..ный ковёр, сотк..ный ковёр, тка..ный вручную ковёр, домотка..ный ковёр, златотка..ные мантии.
  20. Народ зва..ный и незва..ный, прозв..ный Батькой Пугачёв, назв..ный брат, назв..ный в честь отца сын.

Правописание причастий включает несколько типов правил:

1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [какое ?] бушующее море ; в [каком ?] бушующем море ; с [каким ?] бушующим морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

    в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) - I спряжение; -ащ-(-ящ-) - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

    Ср.: решаю т (I спр.) - решаю щий ; строя т (II спр.) - строя щий .

    Обратите внимание!

    В слове будущ ий (по происхождению - причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд -, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

    в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) - I спряжение; -им- - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

    Ср.: решае т (I спр.) - решае мый ; строи т (II спр.) - строи мый .

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

  • в действительных причастиях ;
  • Клеи ть - клеи вший, тая ть - тая вший.

    в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

    • гласные а, я, е , если основа глагола оканчивается на а, я, е ;

      Увеша ть - увеша нный; засея ть - засея нный, увиде ть - увиде нный.

      гласные е, ё , если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

      Ср.: повеси ть - повеше нный; построи ть - построе нный, подмести - подметё нный, застрели ть - застреле нный.

3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

    если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

    Красить [что делать?] - крашен ый пол; косить [что делать?] - кошен ый луг, писать [что делать?] - писан ый портрет .

  • во фразеологизмах: ;
  • в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если есть приставка (кроме не- ).

    С косить - с кошенн ый луг, на писать - на писанн ый портрет.

    Приставка не- на написание н и нн не влияет;

    Ср.: не кошен ый луг - не скошенн ый клевер; не крашен ый пол - не покрашенн ый пол.

  • если есть зависимое слово;

    Кошенн ый [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенн ый [когда?] в прошлую пятницу пол; писанн ый [чем?] масляными красками портрет.

  • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

    Ср.: решить [что сделать?] - решённ ая задача; бросить [что сделать?] - брошенн ая шахта.

    если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный , причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

    Ср.: балова ть - балованн ый, арестова ть - арестованн ый, корчева ть - корчёванн ый.

    Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв- );

    в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не- ): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный .

Обратите внимание!

1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н ; при наличии приставки или зависимого слова - нн .

Ср.: ранен ый солдат - израненн ый солдат, раненн ый в руку солдат.

2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н , если приставка перед вторым корнем есть, - то пишется нн .

Ср.: морозить - свежеморожен ая рыба; заморозить - свежезамороженн ая рыба.

3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн : без приставки, зависимого слова пишется одна н , с приставкой или зависимыми словами - нн .

Ср.: кован ый сундук, подкованн ая лошадь, кованн ая на все четыре ноги лошадь.

4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь [какая?] кованая; лошадь [какая?] подкованная . Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованн ая [кем?] кузнецом . Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн !

5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный , названный пишутся с двумя буквами н .

Ср.: Он был посажён ым отцом на моей свадьбе. - Отец, посаженн ый слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом назван ым. - Сергей, названн ый в честь деда, был горд этим.

6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н , ср.:

    прилагательные, образованные от существительных: серебрян ый - торжественн ый;

    отглагольные прилагательные и причастия: писан ый - напиcанн ый, ранен ый - израненн ый .

7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н , можно использовать такое предложение:

В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.

4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н ;

Ср.: завязанн ый узел - узел завязан ; уложенн ые волосы - волосы уложен ы.

б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н , сколько и в полных формах.

Ср.: ценн ая вещь - вещь ценн а; зелён ые посевы - посевы зелен ы.

Обратите внимание!

Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:

1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

знойный - зноен; достойный - достоин; ценная - ценна.

2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н ), если:

  • эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:

    дом построен рабочими ; гастроли организованы известной фирмой ; ребёнок избалован родителями ;

  • эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени):

    она намерена поступать в университет; она воспитана [где?] в монастыре;

  • сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола.

    Ср.: ребёнок испуган - ребёнка испугали ; она воспитана в монастыре - её воспитали в монастыре;

б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н , сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).

5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

а) в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н , сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

ОДНА буква Н : путан ый → путан ик, путан о; варён ый → варен ик; копчён ый → копчён ости; морожен ый → морожен ое; мучен ый → мучен ик; учён ый → учен ик, учен ица;

ДВЕ буквы Н : данн ый → данн ик; приданн ый → бесприданн ица; избранн ый → избранн ик, избранн ица; утопленн ый → утопленн ик; священн ый → священн ик; деланн ый → деланн о;

б) следует запомнить правописание существительных: тружен ик, придан ое - бесприданн ица, ставленн ик.

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах » предполагает умение определить:

  1. часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  2. грамматическую форму , в которой оно употреблено (полная или краткая);
  3. часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое ), а если это глагол — то его вид ;
  4. наличие зависимых слов .

В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н , сколько в исходном слове. Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму: вареник — вареный — варить (несов. вид); путано (отвечать) — путаный путать (несов. вид); запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид), свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид), немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

Запомните : необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть . Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

Н и НН в полных формах причастиях и прилагательных

Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

Исключения для указанного алгоритма:

  1. Н — ветреный (но: безветренный ), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  2. НН — стеклянный, оловянный, деревянный , неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  3. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  4. Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  5. Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

Н и НН в кратких формах причастиях и прилагательных

Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  1. кратких страдательных причастиях пишется Н;
  2. в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово .

Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  1. Причастие обозначает действие , обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочими Рабочие выгрузили баржу ; Что написано пером — Что написали пером.
  2. При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже , которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими ; написано (чем?) пером.
  3. Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные . Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова? , обычно относятся к существительному и обозначают качество : девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива ).

Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как? ). Если да, пишите столько Н , сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о , это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно .

Дополнительные материалы.