Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » С поляны коршун поднялся тропы. С поляны коршун поднялся

С поляны коршун поднялся тропы. С поляны коршун поднялся

„С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ...”
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

НАГОРЕ ЯСТРЕБ ПОЛЕТЯ

Нагоре ястреб полетя,
в небето, ето, изсвистя,
все по-високо в студ и зной
зад хоризонта мина той!

Природна волна бе стрела
с две мощни, живи две крила,
а аз – цар земен – в пот и прах
съм сраснат със земята, ах!

Ударения
НАГОРЕ ЯСТРЕБ ПОЛЕТЯ

Наго́ре я́стреб полетя́,
в небе́то, е́то, изсвистя́,
все по-висо́ко в сту́д и зно́й
зад хоризо́нта ми́на то́й!

Приро́дна во́лна бе стрела́
с две мо́штни, жи́ви две́ крила́,
а а́з – цар зе́мен – в по́т и пра́х
съм сра́снат със земя́та, а́х!

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Фёдор Тютчев
С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ...

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он –
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

---------------
Руският поет, публицист и преводач Фьодор Тютчев (Фёдор Иванович Тютчев) е роден на 23 ноември/5 декември 1803 г. в с. Овстуг, Орловска губерния, близо до Брянск. Първите му публикации са от 1818 г. Член е на Обществото на любителите на руската словесност (1819 г.). Публикува стихове в издания като „Современник”, „Русское слово”, „Русский архив” и др. Завършва филология в Московския университет (1821 г.). През 1822 г. получава назначение в руското посолство в Мюнхен и до 1844 г. е на работа в дипломатическите мисии на Русия в Германия и Италия. Превежда творби на Хораций, Хайне и др. Действителен статски съветник (1857 г.), член-кореспондент на Петербургската академия на науките (1857 г.), таен съветник (1865 г.). От 1858 до 1873 г. е председател на Комитета за чуждестранна цензура. Има философска, символична и лирическа поезия, голяма популярност добиват стиховете му от „Денисьевский цикл”. В статиите си застъпва широко теми, свързани с панславизма. Автор е на стихосбирките „Стихотворения” (1854 г.) и „Стихотворения” (1868 г.), след смъртта му излизат десетки издания с негови стихове и политически статии, сред които „Стихотворения и политические статьи” (1886 г.), „Полное собрание сочинений” (1913 г.), „Тютчевиана. Эпиграммы, афоризмы и остроты Ф. И. Тютчева” (1922 г.) и др. Умира на 15/27 юли 1873 г. в Царско село, Санктпетербургска губерния.

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г. когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация - 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение - монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты «два мощных, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Тема

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек « в поте и пыли », он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры : «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию , повторяя слово « земли ». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «я, царь земли, прирос к земли».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он - и вот ушел за небосклон» . Кажется, эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полета птицы.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 24.

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева

Молодость Тютчева и начало его службы были тесно связны с Европой: он побывал во многих городах Германии и Франции, а последние годы службы провел в немецком Мюнхене, где вел безбедный и светский образ жизни. Однако поэт часто ловил себя на противоречивых мыслях: воспоминания о родных просторах, ностальгия и светлая грусть по Родине неизменно проявлялись в философских произведениях, бередили душу автора и выливались на бумагу.

Этот же мотив и размышления о собственной жизни прослеживаются в произведении «С поляны коршун поднялся».

Исторические факты и предпосылки создания

Находясь с постоянных раздумьях, в поисках ответа на свои вопросы, поэт не может наслаждаться жизнью, на чужбине все чаще чувствуется тоска по родным краям, в которые он не может вернуться. На фоне происходящего в 1835 году рождается произведение, в котором автор восхищается головокружительным полетом коршуна, его свободой, которой поэт даже немного тайно завидует.

Жизненные обстоятельства Тютчева не дают возможности совершить подобный «полет», насладиться долгожданной свободой и независимостью от чужих решений.

Тема, идея, основная мысль

Тематика: философская. Описание вольной и свободолюбивой птицы, которая может выбирать, где ей находиться, в отличии от автора. Коршун, одаренный природой двумя крыльями, способен свободно перемещаться, вне зависимости от обстоятельств, следуя лишь своим пожеланиям.

Средства художественного наполнения

Композиция произведения

Эмоциональный лейтмотив произведения – легкая печаль, скрытые мечты, лиричное противопоставление своей «приземленности» и безудержного птичьего полета.

Обе строфы имеют законченную мысль: первая – обрисовывает яркие возможности, символизирующие независимость, о которой втайне мечтает творец, вторая – описывает действительность создателя, в которой он открывает посредственность своего образа жизни.

Поэтическая лексика

Отчетливо прослеживается параллелизм между коршуновой свободой и своим «бременем» — жизнь на чужбине.

Тютчев в стихотворении использует эпитеты «…мощных, …живых крыла», описывая величие подарков природы, олицетворяя и «оживляя» ее (Природа-мать)

Размер, рифма
Двухстопный ямб, рифма парная (а-а-б-б)

Используемые стилистические фигуры
Основной фигурой выступает антитеза – противопоставление рассказчика (автора) с птицей, не знающей границ и обязанностей. Также интересна используемая инверсия: «коршун поднялся, …к небу он взвился…»

Поэтическая фонетика в произведении
Отчетливо прослеживается аллитерация и ассонанс: -лся, -он – в первой строфе, -ла, -ли – во второй.

Литературное направление
Романтизм

Жанр
Элегия, стихотворение

Заключение

Автор противопоставлял земную жизнь, наполненную суетой и обыкновением, птичьему полету, безграничному и безудержному. Человеку не дано «летать» — не только в прямом смысле, а и в переносном: приземленность людей, посредственная зависимость от обстоятельств вызывают у поэта звенящее чувство тоски. Ему остается лишь мечтать и наблюдать беззаботный полет коршуна.

Написал стихотворение «С поляны коршун поднялся» в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.

Главная тема стихотворения - отношение человека к природе, к свободе, воле, к себе, к своему предназначению на земле. Мы наблюдаем острую, болезненную зависть человека к птице как к живому произведению природы. Зависть эта не чёрная, она благородная и искренняя. В ней слышится восхищение свободным полётом коршуна, его независимостью и безразличием к земным заботам. Коршун поднимается с поляны гордо и равнодушно, небо влечёт его инстинктивно. Тютчев стихотворением хотел донести до читателя никчёмность чрезмерной человеческой суетливости. Оказывается, сила живущего - в смелом прыжке, во взмывании вверх, в преодолении условностей и помех. У поэта коршун не просто птица, а птица - высокого полёта. Тютчев между строчками призывает людей жить свободно, широко, в гармонии с собой, с совестью и миром, который даёт человеку многолетний приют.

Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки:

  1. Поляна. На ней сидит коршун.
  2. Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны.
  3. Птица мгновенно набирает обороты. Взвивается в небо, как стрела.
  4. Коршун летит всё выше, становится точкой и исчезает в облаках.
  5. Автор размышляет о том, что природа благосклонно когда-то подарила коршуну отличное средство для полёта - сильные, быстрые крылья.
  6. Автор разочарованно сетует о жизни человека на земле. Он не понимает, почему царь земли - человек прирос к ней мёртво и трудится на её благо в суровых жизненных условиях. И почему простая птица так счастлива в своём поднебесье.

Чтобы определить размер стихотворения, нужно разбить строчки на слоги:

спо-ля-ны-кор-шун-под-нял-ся
вы-со-ко-кне-бу-он-взвил-ся
всё-вы-ше-да-ле-вьет-ся-он
и-вот-у-шел-за-не-боск-лон
при-ро-да-мать-е-му-да-ла
два-мощ-ных-два-жи-вых-кры-ла
а-я-здесь-впо-те-ив-пы-ли
я-царь-зем-ли-при-рос-кзем-ли!

Ударение падает на 2, 4 и 8 слоги. Слоги чётные. Вывод: это ямб с конечным пиррихием . Стихотворение состоит из двух четырёхстрочных строф. В первой строфе - наблюдение за полётом коршуна. Во второй - размышление автора о несправедливом решении матушки-природы. Рифма - смежная (рифмуются соседние строчки: 1 и 2-ая; 3 и 4-ая), мужская (рифмуются последние ударные слоги).

В стихотворении есть эпитет «живые крыла» (энергичные, здоровые); олицетворения - «коршун взвился, вьётся» , «ушёл за небосклон» , «природа-мать дала» , «прирос к земли» ; устойчивые метафоры - «природа-мать» , «царь земли» .

Образ лирического героя - образ человека, стремящегося к независимости и свободе. В образе коршуна собрано представление о вольной, беспечной жизни. Воля и свобода сравнивается с небом, с полётом, с личным, неприкосновенным пространством, с правом выбора жизненной территории.

В поэтической направленности стихотворении «С поляны коршун поднялся» прослеживаются и признаки европейского романтизма , и ноты чисто русского лиризма. Один из самых ярких литературных критиков 20 столетия Юрий Тынянов считал, что почти все стихи Тютчева - это «сжатые оды». Сложно назвать разбираемое стихотворение одой, даже сжатой. Но что-то героическое в нём всё-таки есть. Лучше всего отнести его к элегии, так оно проникнуто грустью и лёгкой печалью.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • Категория: Подготовка к ГИА

Время написания

Стихотворение написано в 1835 году.

Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как и природа. В этом стихотво­рении поэт разрешает вопрос о соотношении природы и человека.

Главная мысль (идея)

Человек выделен из природы благодаря тому, что он наделен разумом. В сти­хотворении Тютчева человеческая мысль неудержимо стремится постичь неиз­веданное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла -

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!...

Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - четырехстопный ямб, система рифмовки - параллельная, рифмы мужские.

Поэт рисует полет коршуна, который устремился к небу. Звучание первой строфы стихотворения плавно, свободно, размеренно. Поэт стремится передать величие и гармонию картины. Речь как бы замедляется, течет плавно, широко. Коршун воспринимается как органическая часть природы.

Архаическая форма слова «дале» придает тексту приподнятость, торжественность.

Согласно образной системе Тютчева, первая строфа дает общий план. Про­странство расширяется вместе с полетом коршуна. В этом изображении присут­ствует завершенность: коршун ушел.

Во второй строфе уже нет изображения реального мира. Ее содержание свя­зано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Этот принцип параллелизма - излюбленный прием Тютчева.

Общий план сменяется крупным планом: мы видим два мощных крыла кор­шуна, но его самого уже нет - он уже ушел за небосклон. Человек и птица про­тивопоставлены - это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчеркивается и синтаксическим удвоени­ем: «два мощных, два живых крыла».

В следующих строчках звучит сожаление лирического героя о человеке, кото­рый лишен крыльев, лишен полета и вынужден жить на земле «в поте и в пыли».

В последней строчке присутствует внутреннее противопоставление. Чело­век - «царь земли», но именно поэтому он «прирос к земли» и не может ле­тать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы «к земли» подчеркивает извечную и неизменную слабость человека в сравнении с могуществом природы.

  • Информация о тексте по рассказу В.Б. Ардова «Суконный язык» - -
  • СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») - -
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» - -
  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ...» И А. А. БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ...» - -
  • Какое значение в формировании идей, концепции человека романа «Обломов» играет глава «Сон Обломова»? - -