Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Милан кундера эссе. Милан кундера и его романная философия

Милан кундера эссе. Милан кундера и его романная философия

Он начал свою карьеру со стихов, затем найдя свое призвание в прозе.

Начало карьеры

Кундера родился в чешском городе Брно. Его отец был ректором университета и хорошим специалистом в музыке. Школу будущий писатель окончил в 1948 году. Во время учебы он сочинял стихи, пробовал перо. Но, как ни странно, после окончания ее поступил на философский факультет, где активно занимался музыковедением. Отучившись один год, переводится на факультет кино, где впоследствии и работал Кундера. Милан всегда имел тяжелые и запутанные отношения с политикой. Будучи преподавателем кафедры и членом редакционных советов двух литературных журналов, он был исключен из коммунистической партии за индивидуалистические взгляды и антипартийную деятельность. Однако в скором времени был реабилитирован.

Первое опубликованное произведение появилось в 1953 году. Известность приходит к нему после выпуска сборника стихов. В это время Милан Кундера, книги которого постепенно набирают популярность, очень много занимается драматургией и эссеистикой. Настоящий успех принес сборник рассказов "Смешные любови".

Первый роман писателя

Политические взгляды автора отразились в его первом романе "Шутка". Милан Кундера говорит в нем о сталинизме, выступая с жесткой критикой этого явления. Для 1967 года книга была вполне злободневной. Роман был переведен на многие языки и сразу стал популярным. С невероятной яркостью Кундера Милан показывает историю человеческих терзаний вперемешку с обличением политического строя. Органично в канву романа вплетается тема шутки и игры. Людовик Ян - герой романа - неудачно шутит, его шутка меняет жизнь. Кундера доводит свою историю до абсурдности. Книга выглядит довольно мрачно и серо, но зато она весьма жизненна.

Кундера, Милан: "Невыносимая легкость бытия"

Невероятно глубокий по содержанию роман Кундеры. Пожалуй, он является наиболее популярной и высоко оцененной книгой автора. В нем он пытается философски осмыслить свободу человека, его счастье. Писатель вновь предпринимает попытку изображения переломного момента в истории через судьбы и традиционные отношения простых людей. Некоторые читатели негативно воспринимают данное произведение: в нем слишком мало действия. Роман наполнен измышлениями автора, его рассуждениями и лирическими отступлении. Однако в этом и таится обаяние данного произведения. В романе две сюжетных линии. Первая связана с судьбой Терезы и Томаша, а вторая - Сабины и Франца. Они проживают, как кажется на первый взгляд, самые обычные жизни. Любят, расстаются, занимаются профессиональной деятельностью. Однако в 1968 году происходят такие политические события, которые меняют все. Теперь жить по-прежнему и чувствовать себя комфортно могут лишь те, кто любит советскую власть. Как известно, в 1968 году по чешским городам проехали советские танки. Начались массовые акции протеста, в которых участвовал сам Кундера. Милан за это был лишен права преподавать. Ощущение несвободы, давления насквозь пронизывает и роман писателя. Роман переведен на множество языков и экранизирован.

Характеристика некоторых романов

Один из самых замечательных романов, которые написал Милан Кундера, - "Вальс на прощание". В нем можно выделить семь основных персонажей. Это обычные женщины и мужчины, как сложатся их судьбы - непонятно. Автор путем каких-то немыслимых математических расчетов перепутывает и перемешивает героев, постепенно сводя их друг с другом. Роман полон страстей, интриг, чувств. Его можно определить как психологический роман с примесью криминального (детективного) жанра и драмы.

Шедевр интеллектуальной прозы - роман, который создал Милан Кундера, - "Бессмертие" (1990). Эта книга строится как цепочка ассоциаций, возникших после одного-единственного жеста героини. Кстати, это последний роман, написанный Кундерой на чешском языке. На французском им были написаны такие романы, как "Неспешность", "Подлинность". Роман "Неспешность" представляет собой несколько объединенных сюжетов, в которых сложно найти одну тему (так как тем там много). Роман о том, как люди стремятся достичь чего-то, сами не осознавая того, что увлечены лишь процессом достижения цели, но не самой целью. Есть в нем мотивы жажды признания, оценки. Роман "Подлинность" открывает перед читателем бесконечные лабиринты отражений и выдумок, когда трудно понять, что же на самом деле является мнимым, а что подлинным. Это произведение актуализирует темы дружбы, памяти, воспоминаний.

Дальнейшая жизнь писателя

Как отмечалось выше, после оккупации Чехословакии советскими войсками Кундера был лишен должности в университете. Он продолжал работать над своими романами, однако никакие его произведения не печатали. Постоянная слежка и притеснение заставляют его покинуть страну. Даже спустя столько лет писатель испытывает некоторое недоверие к русским (так говорит сам Кундера). Милан едет во Францию. Он живет там с 1975 года. В 1981 стал полноправным гражданином этой страны. Долгое время он пишет свои романы на родном языке, а эссе и статьи - на французском. В одном из интервью Кундера отметил, что, в отличие от других писателей - вынужденных эмигрантов, - он не чувствует себя отделенным от родной почвы, поэтому может творить в полную силу.

Кундера Милан о литературе

Как и всякий писатель, Милан Кундера является горячим поклонником литературы. По словам писателя, огромное влияние оказали на него произведения таких великих мастеров слова, как и В произведениях этих авторов Кундеру привлекает игра, ирония, "свобода, превращенная в роман". Конечно же, не обходит стороной Кундера и своего соотечественника - Его он по праву называет символом эпохи. Неверие в прогресс, некоторое разочарование, иллюзорность улучшений в обществе, ироничность - вот то, что восхищает Кундеру в романах Кафки.

В русской литературе писатель особенно выделяет творчество Л.Н. Толстого. По его мнению, Льву Николаевичу удалось лучше, чем другим авторам, уловить современность, прочувствовать особенности времени. Особая заслуга Толстого - в создании внутреннего монолога. Милан Кундера считает, что именно Толстой стал предтечей литературы "потока сознания", развитой далее в творчестве Джойса и других писателей-модернистов и постмодернистов.

Известные высказывания автора

Глубоко философские, интеллектуальные романы автора можно буквально "раскроить" на цитаты. Однако есть и такие высказывания автора, которые не вошли в его произведения.

"Я ненавижу участвовать в политической жизни, хотя политика восхищает меня как шоу, зрелище". Данная цитата была высказана автором по поводу выборов во Франции и по поводу его отъезда из родной страны. Безусловно, для Кундеры политика - это трагическое зрелище.

"Жизнь, когда не можешь укрыться от глаз других, - это ад". В этой цитате заложено все: и его отношение к тоталитарному государству, и отношение к собственной славе. Милан как-то говорил, что хотел бы стать невидимым. Писатель никогда не выпячивал и не афишировал свою личную жизнь.

"Истинный гуманизм общества проявляется в его отношении к старикам". По мнению писателя, не стоит судить об обществе только по его отношению к детям. Ведь истинное будущее человека - это старость.

Интересные люди часто не любят рассказывать о себе и своей личной жизни. Порой они нелюдимы и даже закрыты. Но если перед вами писатель, то вы наверняка сможете заглянуть в его мир через литературу. Или всё-таки загадочная душа творца — всегда потёмки? Сегодня в тайны мировоззрения одного такого писателя попытается проникнуть Маргарита Взнуздаева. Она расскажет вам о современном чешском прозаике Милане Кундере, авторе «Невыносимой лёгкости бытия».

Милан Кундера родился 1 апреля 1929 года в Чехословакии в городке Брно. Его отец был известным музыковедом и талантливым пианистом. О нём Кундера будет впоследствии нежно и проникновенно писать в своих книгах: Людвик, так звали отца писателя, привил сыну страсть к Стравинскому, Бартоку, Шенбергу и Яначеку. Когда старший Кундера играл их сложнейшие музыкальные произведения в пустых концертных залах, маленький Милан искренне негодовал и даже ненавидел публику, предпочитавшую Стравинскому Моцарта и Чайковского… Свое ревностное отношение к современному искусству он сохраняет и по сей день — это и память о любимом отце, и дань сыновьего уважения к нему, как говорил писатель в одном из своих интервью New York Times.

«Я люблю музыку, но не музыкантов», — Милан Кундера


Однако несмотря на то, что Кундера был выходцем из музыкальной семьи, связать с ней свою жизнь он наотрез отказался. «Я люблю музыку, но не музыкантов», — так сформулировал своё мировоззрение будущий прозаик и пошёл по стопам своего двоюродного брата — писателя и переводчика.

Философский факультет, на который Милан поступил сразу после окончания школы, дал юноше возможность изучить и музыковедение, и кинематограф, и эстетику, и литературу. Через два семестра он перевелся в Пражскую академию музыкального искусства на факультет кино, где окунулся в изучение искусства с головой. Впоследствии он станет здесь преподавателем литературы и профессором.

«Наслаждение без счастья — не наслаждение"


В ответ на вопрос о своих пристрастиях в литературе Кундера называет прежде всего соотечественников — Франца Кафку и его «Замок», Ярослава Гашека и его «Бравого солдата Швейка», потом говорит о Рабле и Дидро, в которых особенно отмечает свободный дух и игру иронии, которой сам писатель неоднократно пользуется в своих произведениях. Среди русских классиков писатель выделяет Толстого и его мастерство передачи человеческих эмоций. Стихийность чувств и иррациональность, которые Кундера отмечает в образе Анны Карениной, характеризуют героев и его романов, в частности, персонажей «Невыносимой лёгкости бытия» и «Вальса на прощание».

Особенно сильный отпечаток на жизни писателя оставило вторжение советских войск на территорию Чехословакии в 1968 году: тогда он принял активное участие в демонстрациях и акциях протеста, за что его лишали возможности преподавать. Также из всех библиотек изымаются напечатанные к тому моменту экземпляры его первого романа «Шутка» о жизни чешской интеллигенции в советских условиях.

В 1970 году писателю и вовсе запрещают печататься: в условиях опалы Кундера пишет свои романы «Жизнь не здесь» и «Вальс на прощание». Первое произведение написано в форме гротескно-сюрреалистической, второе же, наоборот, — нежное и изящное. «Вальс на прощание» положит начало любовной теме в дальнейших произведениях автора. В 1984 году он пишет свою пронзительно-страстную «Невыносимую лёгкость бытия», экранизированную американским режиссером Филиппом Кауфманом.

В 1975 году он отправляется во Францию как приглашенный преподаватель Реннского университета: там Кундера издает свой четвертый роман, «Книгу забвения и смеха», за который его лишают чехословацкого гражданства и подвергают запрету печать его произведений на территории страны. Роман «Бессмертие» 1990 года становится последним произведением писателя на родном языке: раньше он писал на французском исключительно эссе, теперь же эта особенность переходит и к большим жанрам.


Красота — это упразднение хронологии и бунт против времени


С 1981 года Кундера становится гражданином Франции, пишет романы «Неспешность», «Подлинность» и «Неведение». Его «французские» романы отличаются от произведений «чешского периода» меньшим объемом и обращением к более узкой проблематике.

«Мы живем в век, когда понятие приватности, личной жизни разрушено. Полиция разрушила его в коммунистических странах, журналисты угрожают частной жизни в демократических странах, — и постепенно люди и сами утрачивают вкус к личной жизни, перестают её ощущать», — сказал Кундера в своей беседе с Ольгой Карлайл в 1985 году. Его бунт и протест против подобного вторжения не исчез с годами, а лишь усугубился: личное всегда должно оставаться неприкосновенным, не иначе… Кундера остается верным своим убеждениям и сейчас: он не выставляет личную жизнь напоказ, редко общается с журналистами и долгое время не печатался.

Однако в 2014 году после 13 лет творческого молчания вышел новый роман Кундеры — «Праздник незначительности». Он проникнут атмосферой несерьезности, но вновь обращается к серьезным темам. Его герои — современные жители Парижа, а вместе с ними — Сталин, Хрущев и Калинин. Роман бессюжетный и ситуативный: одни персонажи в нем становятся рассказчиками анекдотов, другие — их непосредственными участниками.

Один эпизод особенно примечателен: герой Кундеры безуспешно пытается попасть на выставку Шагала в Люксембургском саду и каждый раз отказывает от этой идеи, увидев огромную очередь впереди и не желая прикасаться к искусству вместе с толпой. И каждый новый день эта очередь становится всё длиннее, и вот он уходит вновь… Можно ли считать эту ситуацию своеобразным отображением отношения самого Кундеры к событиям вокруг? Быть может, это своеобразный манифест одиночества и сознательного выбора в пользу уединения?


Дата рождения: 01.04.1929

Милан Кундера является одним из самых известных европейских писателей-постмодернистов рубежа XX-XXI в. Будучи прозаиком, проявил себя также, как поэт и драматург. Известен своими романами "Невыносимая легкость бытия" и "Бессмертие".

Милан Кундера родился в один из самых несерьезных дней в году – 1 апреля 1929 года, в семье, где отцом был известный музыковед. Занятия музыкой не прошли для Милана даром, практически во всех его произведениях прослеживаются музыкальные нотки. В 1948 году Кундера поступает в Карлов университет на философский факультет по специальности литературоведение, однако, через два года переводится на факультет кино и телевидения в Пражскую академию Изящных искусств. С 1952 года остается в академии, чтобы преподавать там мировую литературу. В течение всего этого времени Кундера проявляет себя не только как поэт, но и в качестве эссеиста и драматурга.

В 1948 году полный энтузиазма и патриотизма вступает в Коммунистическую партию Чехословакии, откуда отчислен через два года за «антипартийную деятельность». Однако, это не мешает ему в 1956 году снова вступить в партию и в 1970 году снова выйти из нее.

В 1967 году пишет свой первый роман «Шутка» о «наболевшем», об изменениях в чешском обществе советского типа. Автор переписал роман в виде сценария, и сам поставил на него фильм.

После печально известных событий «Пражской весны» Кундера был лишен права преподавать и публиковаться. Писатель думает об эмиграции во Францию. В 1970 года автор заканчивает свой второй роман «Жизнь не здесь» , где повествует нам о жизни поэта, надломленного коммунистической идеологией. Роман вышел во Франции в 1973 году.

В 1971 году Кундера пишет «Вальс на прощание» , где впервые оставляет позади политические треволнения, акцентируя все внимание на любовной тематике. Несмотря на это, во всех работах Кундеры можно разглядеть интимную сторону, как верную спутницу его постмодернистского стиля.

После эмиграции и публикации своего романа «Книга смеха и забвения» Кундера лишается чешского гражданства. Однако спустя несколько лет удостаивается чести стать французским подданным. В 1990 году автор пишет свой последний роман на чешском языке «Бессмертие» , где автор задается одними из главных вопросов бытия. Ярко выраженная рефлексивность романа несколько подвинула его жанровую принадлежность ближе к эссе.

За 6 лет до этого Кундера пишет известнейший свой роман «Невыносимая легкость бытия» , позже экранизированный американским режиссером Филиппом Кауфманом в главных ролях с Жюльет Бинош и Дэниел Дэйл-Льюис.

Своеобразный стиль писателя принес ему международную славу. Сквозь призму смеха автор обнажает трагическую изнанку жизни; распространяя область смешного на «серьезные материи», автор рассуждает о вопросах бытия…Кундера внес огромный вклад в общественно-политическое и культурное развитие общества, отразив исторические изменения в Чехословакии, волнения чешской интеллигенции в контексте своего времени, в связи с чем последнее время он является одним из главных претендентов на получение Нобелевской премии по литературе наряду с такими известными писателями, как Умберто Эко, Амосом Озом, Марио Варгасом Льосой, Салманом Рушди и другими. На сегодняшний день Кундера имеет несколько премий и наград, а также является национальным героем в своей родной стране.

Проживает с женой в Париже.

Интервью с Миланом Кундерой 1984г. можете посмотреть .

С 2000 года не написал ни одного романа.

За последние 27 лет не дал ни одного интервью.

Не разрешает издавать свои романы, написанные на французском языке в Чехии до тех пор, пока лично их не переведет. Его романы чехи привозят из-за границы. Сам же Кундера - единственный писатель-эмигрант, официально ни разу не явившийся на родину после смены режима.

В 2008 году Кундеру овбинили в том, что он был полицейским доносчиком в период коммунистического режима в Чехославакии, благодаря которому 14 лет провел в тюрьме его приятель-диссидент Дворжачек. Писатели всего мира, в числе которых нобелевские лауреаты Габриель Гарсия Маркес, турецкий писатель Орхан Памук и литераторы из ЮАР - Надин Гордимер и Джон Кутзее, а также Салман Рушди, американец Филипп Рот и испанский кинодраматург Хорхе Семпрун, выступили в защиту чешского писателя. Это уже не первый случай, когда писателя обвиняют в "стукачестве", среди таких были британский романист Джордж Оруэлл, немецкий Гюнтер Вальраф, литовский Миколас Карчяускас и другие.

Награды писателя

1964 States prize of the CSSR (Государственная премия Чешской республики )
1968 Prize of the authors confederation of the CSSR
1973 for the best foreign novel published in France («Life is Elsewhere»)
1978 Premio letterario Mondello for his book «The Farewell Party» in Italy
1981 American Common Wealth Award for his complete works
1982 European literatur prize
1983 Doctor honoris causa of the University of Michigan, USA
1985 (Иерусалимская премия )
1987 Crititians prize of the Academie Francaise for his book «The Art of the Novel»
1987 Nelly-Sachs-Preis
1987 Austrian states prize for European literature
1990 Knight of the Legion Etrangere (France)
1991 First prize for foreign literature of the English newspaper The Independent
1994 Jaroslav-Seifert-Prize for his novel «Immortality»
1995 Czech medal of merits for his contribution to the renewal of democracy
2000 Herder-Preis of the University of Vienna / Austria

Библиография

Поэзия:
Человек - необъятный сад (1953)
Последний май (1954-1955-1961)
Монологи (1957-1964-1965)

Пьесы:
Владелец ключей (1962)
Две сплетни, две свадьбы (1968)
Промах (1969)
Жак и его господин (1971)
Сборник новелл