Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Воспитание (сочинение). Сочинение на тему: Воспитание человека Несколько интересных сочинений

Воспитание (сочинение). Сочинение на тему: Воспитание человека Несколько интересных сочинений

Сочинение-рассуждение 15.03 на тему «Проблема воспитания и воспитанности» по тексту Дорохова «Летчик» (пример сочинения 15.3 ОГЭ из сборника Цыбулько 2017). Примеры воспитания из литературы и из жизни

Тема воспитания злободневна всегда, ведь люди вновь и вновь рождаются и нуждаются в том, чтобы их подготовили к жизни. К сожалению, многие из них воспитаны неправильно, и это обстоятельство создает угрозу для общества, так как они, даже будучи взрослыми, остаются фонвизинскими недорослями. Современный писатель А. Дорохов тоже рассуждает об этом и предлагает свои мерила воспитанности.

В данном тексте герой изначально считает себя воспитанным человеком (предложение 1-6). Но однажды он случайно слышит разговор старосты со стряпухой, где они утверждают обратное. «Поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права» — говорит автор о состоянии молодого человека. Герой решил переосмыслить свое поведение и изменить его к лучшему. Он понял, что воспитание – это не только вежливость, но и умение держать себя в обществе и общаться с людьми.

Точка зрения автора выражена не недвусмысленно: «Уважай окружающих, считайся с ними. Строго соблюдай правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой». Я согласен с точкой зрения автора. Он переформулировал золотое правило морали: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Если хочешь уважения – уважай других, а если не хочешь уважать, то не удивляйся, что общество тебя не принимает.

В подтверждение своей позиции хочу привести пример из литературы. В повести Булгакова «Собачье сердце» Шариков не смог найти своего места в обществе, так как не уважал его. Он только требовал от всех, чтобы его права соблюдались, а вот обязанностей за собой не признавал. Метаморфоза автора понятна: такой невоспитанный человек постепенно превращается в животное.

Другой пример из литературы говорит нам о том, как надо себя вести. В романе Пушкина «Капитанская дочка» отец хорошо воспитал Петра. «Береги честь смолоду» — говорил он ему. Сын не посрамил имя отца: он доблестно сражался, защитил честь и жизнь любимой женщины, не изменил присяге, хоть и подвергал себя смертельной опасности. То есть, он проявил уважение и любовь, сохранив заветы родителя в своем сердце.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пишем сочинение на ОГЭ-2015. Задание 15.3

LOGO
ОГЭ 2015
Пишем сочинение
на ОГЭ-2015.
Задание 15.3
Губкинский, 2015

Источник: Русский язык: типовые экзаменационные варианты.36
LOGO
вариантов /под ред. И.П.Цыбулько,- М:Национальное образование, 2015
ОГЭ-2015. Русский язык: типовые
экзаменационные варианты:
36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько
– М.: Национальное образование, 2015.
– 200 с. – (ОГЭ-2015. ФИПИ - школе).

В проекте
LOGO
«Пишем сочинение на ОГЭ2015 задание 15.3» принимали участие:
Малая Каролина Олеговна, ученица 9 А
класса МБОУ «ООШ №1».

LOGO
ОГЭпо русскому языку- 2015
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе только одно из заданий (15.3)
Как Вы понимаете значение слова ВОСПИТАННОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАННОСТЬ?»взяв в качестве
тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание!

Ҩ Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного
опыта (всего должно быть 2 (два) примера аргумента)
Ҩ Приводя примеры из текста, укажите номера нужных предложений
или применить цитирование (для абзаца 2)
Ҩ Приводя примеры, используйте свой жизненный опыт (для абзаца 3)
Ҩ Начать сочинение
можно с определения
значения слова,
сформулированного вами
Ҩ Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
5

Значение слова (варианты)

Воспитанность-умение вести себя в обществе.
Воспитанный -тот, кто прилично себя ведет.
Воспитание -целенаправленное формирование личности.
Источники: В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Иллюстрированный толковый
словарь современного русского языка. Москва. ЭКСМО. 2007 г.
В.М.Воскобойников. Иллюстрированная православная энциклопедия.
Москва. ЭКСМО.2010.
6

Мудрые мысли о слове.

Воспитание- великое дело; им решается участь человека.
В.Белинский
Воспитание начинается с колыбели.
В.Жуковский
Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому
воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их.
Л.Толстой
Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.
А.Чехов
7

Структура сочинения-рассуждения

Т
ТЕЗИС-ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВОГО
СЛОВА, ТРЕБУЮЩЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЯ. СМЫСЛОВОЙ
ВОПРОС: «ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»
(1-3 предложения)
АРГУМЕНТ №1+ ОДИН ПРИМЕР
ИЗ ТЕКСТА
(НОМЕР
ПРЕДЛОЖЕНИЯ,(ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
ИЛИ ЦИТАТА ИЗ ТЕКСТА)
АРГУМЕНТ №2+ ОДИН
ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ
(ссылки на афоризмы, цитаты
(по желанию)
ВЫВОД,ЗАКЛЮЧЕНИЕ,ОБОБЩЕНИЕ
ПО ДОКАЗЫВАЕМОМУ ТЕЗИСУ
(1-3 предложения)
8

Алгоритм построения сочинения-рассуждения в 15.3:

1.Прочитайте задание. Сформулируйте определение слова,
данного в задании.
2. В абзаце 1 напишите вступление, взяв в качестве тезиса
данное Вами определение.
3. Найдите в тексте один пример, подтверждающий данное Вами
определение. Отметьте номер нужного предложения.
4. В абзаце 2 включите один пример из текста (для этого
укажите № предложения или цитату), подтверждающий
данное Вами определение (используйте речевые клише).
5. В абзаце 3 – один пример из Вашего жизненного опыта,
подтверждающий данное Вами определение (используйте
речевые клише).
6. В абзаце 4 напишите заключение (используйте речевые
клише).
9
9

10. 1. Даю определение

Воспитанность – это такое качество,
которое нужно каждому человеку, чтобы

10

11. Речевые клише (синонимы):

Ҩ Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания,
филолог, писатель.
Ҩ Утверждал,
считал, писал, рассуждал.
Ҩ Высказывание, афоризм, мысль, утверждение,
суждение, мнение, слова, изречение, цитата.
Ҩ Справедливо, верно, неоспоримо,
понятно, доступно, убедительно.
бесспорно,
11

12. Речевые клише (основная часть):

Для первого аргумента.
Для второго аргумента.
Сущность данного понятия, по
мнению автора текста, сводится к…
Автор строит свое рассуждение о
данном понятии на…
Автору (писателю, ученому,
лингвисту..) данного текста было
важно показать, что…
Автор текста заставляет нас
задуматься о том, что…
Как справедливо замечено автором
данного текста: «….»и др.
Данное понятие заставляет нас
задуматься над тем, что…
Разберёмся (попробую разобраться,
давайте разберёмся) в смысле
данного понятия….
Высказывая свое отношение к
данному понятию, хочу отметить…
Я вполне разделяю общепринятую
точку зрения о том, что…
Приводя пример из жизни, хочу
обратиться к…
Обращаясь к своему жизненному
опыту, хочу подтвердить мысль,
высказанную ранее…
12

13. Пишу вступление (1абзац)

Что такое воспитанность? Прочитав текст
В. Лаптева, я задумалась над значением этого
слова и над вопросом о том, нужно ли быть
воспитанным и почему. «Воспитание - великое
дело; им решается участь человека»,-утверждал
великий русский критик В.Г.Белинский.
Попробую порассуждать над этим вопросом.
40 слов
13

14. Пишу основную часть (2 абзац)

Воспитанность - это такое качество,
которое дано не каждому. Мне вспоминается
такая пословица: «Человек без воспитаниятело без души». И поведение полководца из
данного текста доказывает это высказывание в
предложении «Старый воин, который угрюмо
едет в карете мимо ревущей толпы и глотает
горькие слезы...»
43 слова
14

15. Пишу основную часть (3 абзац)

В моей жизни тоже встречались различные
ситуации, в которых люди проявляли себя как
вежливые и воспитанные или наоборот. Взять
хотя бы простую очередь в магазине. Есть
люди, которые «лезут» без очереди, грубят,
хамят и вызывают лишь негодование. А есть
такие, которые вежливо попросят пропустить,
если им надо. Таким вежливым и

55 слов
15

16. Пишем заключение (4 абзац)

В заключение хочу сказать о том, что
воспитание – это целенаправленное
формирование личности. Воспитывают все:
люди, вещи, явления, но прежде всего и
дольше всего-люди. Из них на первом месте родители и педагоги, которые занимаются
воспитанием с самого детства, порой всю
жизнь. «Воспитание-это великое дело; им
решается участь человека»,-еще в 19 веке
утверждал В.Г.Белинский и был совершенно
прав.
58 слов
16

17. Пример сочинения-рассуждения.

Что такое воспитанность? Прочитав текст В. Лаптева, я задумалась над значением
этого слова и над вопросом о том, нужно ли быть воспитанным и почему. «Воспитание великое дело; им решается участь человека»,-утверждал великий русский критик
В.Г.Белинский. Попробую порассуждать над этим вопросом.
Воспитанность - это такое качество, которое дано не каждому. Мне вспоминается
такая пословица: «Человек без воспитания- тело без души». И поведение полководца из
данного текста доказывает это высказывание в предложении «Старый воин, который угрюмо
едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы...»
В моей жизни тоже встречались различные ситуации, в которых люди проявляли себя
как вежливые и воспитанные или наоборот. Взять хотя бы простую очередь в магазине. Есть
люди, которые «лезут» без очереди, грубят, хамят и вызывают лишь негодование. А есть
такие, которые вежливо попросят пропустить, если им надо. Таким вежливым и
воспитанным многие помогут с радостью.
В заключение хочу сказать о том, что воспитание – это целенаправленное
формирование личности. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше
всего-люди. Из них на первом месте - родители и педагоги, которые занимаются воспитанием
с самого детства, порой всю жизнь. «Воспитание-это великое дело; им решается участь
человека»,-еще в 19 веке утверждал В.Г.Белинский и был совершенно прав.
186 слов
17

18. Значение слова (варианты)

Интеллигентность - это широкий спектр
мыслительной деятельности.
Интеллигентность - то, что помогает человеку
показать себя с лучшей стороны.
Интеллигентность – это воспитанность и
культура поведения во всем.
Источники: Википедия
18

19. Мудрые мысли о слове:

Интеллигент-это человек, который думает о людях
лучше, чем они о нем.
Б.Крутиер
Обязательность - флаг интеллигентности.
И.Шевелев
Есть русская интеллигенция.
Вы думали - нет? Есть.
Не масса индифферентная,
А совесть страны и честь.
А.Вознесенский
19

20. Даю определение

Интеллигентность – это качество, которое помогает
человеку показать себя с лучшей стороны.
20

21. Пишу вступление (1абзац)

Что такое интеллигентность? Интеллигентность это качество, которое помогает человеку показать себя
с лучшей стороны. В своем сочинении я попробую
раскрыть эту мысль.
22 слова
21

22. Пишу основную часть (2 абзац).

Обратимся к тексту А.А. Орлова. В нем писатель
показывает себя как настоящий интеллигент.
Он пришел в школу учить ребят, но не так, как
остальные учителя. Медленно, неторопливо и красиво
автор читал художественные произведения, заставляя
детей вдумываться в каждое слово. В предложении 29
написано, что с помощью томика Л. Толстого Сан
Санычу удалось оградить ребят от баловства и
хулиганства.
55 слов
22

23. Пишу основную часть (3 абзац)

А теперь приведу аргумент из своей жизни. Както раз, когда я ехала к своим родственникам, то
остановилась на железнодорожном вокзале. И там
произошел такой случай: «Какая-то девушка
торопливо несла кофе, а из-за угла ей на встречу
медленно выходила бабушка. Девушка не заметила
бабушку и наткнулась на нее, облив всю старушку этим
кофе. Я ожидала криков от нее, но она спокойно стала
оттирать пятно, в то время, как девушка что-то
возмущенно кричала. Потом ей все же стало стыдно,
потому что пожилая женщина не произнесла ни одного
упрека или ругательства. Вот это, по-моему, и есть
настоящая интеллигентность.
104 слова
23

24. Пишу заключение (4 абзац).

В заключение своего рассуждения хочу
сказать о том, что интеллигентность у кого-то
воспитывается с детства, к кому-то приходит с
возрастом, а кого-то и вовсе обходит стороной.
Интеллигентность - очень хорошая и полезная
черта воспитанного человека. Чем больше
будет интеллигентных людей, тем
воспитаннее будет человеческое общество.
45 слов
24

25. Пример сочинения-рассуждения.

Что такое интеллигентность? Интеллигентность - это качество, которое помогает
человеку показать себя с лучшей стороны. В своем сочинении я попробую раскрыть эту
мысль.
Обратимся к тексту А.А. Орлова. В нем писатель показывает себя как настоящий
интеллигент. Он пришел в школу учить ребят, но не так, как остальные учителя. Медленно,
неторопливо и красиво автор читал художественные произведения, заставляя детей
вдумываться в каждое слово. В предложении 29 написано, что с помощью томика Л.
Толстого Сан Санычу удалось оградить ребят от баловства и хулиганства.
А теперь приведу аргумент из своей жизни. Как- то раз, когда я ехала к своим
родственникам, то остановилась на железнодорожном вокзале. И там произошел такой
случай: «Какая-то девушка торопливо несла кофе, а из-за угла ей на встречу медленно
выходила бабушка. Девушка не заметила бабушку и наткнулась на нее, облив всю старушку
этим кофе. Я ожидала криков от нее, но она спокойно стала оттирать пятно, в то время, как
девушка что-то возмущенно кричала. Потом ей все же стало стыдно, потому что пожилая
женщина не произнесла ни одного упрека или ругательства. Вот это, по-моему, и есть
настоящая интеллигентность.
В заключение своего рассуждения хочу сказать о том, что интеллигентность у кого-то
воспитывается с детства, к кому-то приходит с возрастом, а кого-то и вовсе обходит стороной.
Интеллигентность - очень хорошая и полезная черта воспитанного человека. Чем больше
будет интеллигентных людей, тем воспитаннее будет человеческое общество.
226 слов

Памятка перед сочинением ОГЭ 15.3, формулировка понятия

Всегда отталкиваемся от текста. Перед прочтением текста смотрим на задание 15.3, на то, какое понятие нужно сформулировать. Это понятие кто-то проявляет в тексте или это понятие раскрывается в тексте.

Слова, которые могут пригодиться при формулировке понятия:

проявление

отсутствие

способность

готовность

формирование

состояние

осознание

это такое чувство, когда ты испытываешь..

это такое понятие, когда..

нравственное качество, когда человек проявляет..

Например,

Совесть – это такая нравственная категория , когда человек соотносит свои поступки с понятиями чести, справедливости и правды.

Равнодушие – это нравственное качество , когда человек проявляет беспечность, безразличие, холодность к окружающим его людям.

Счастье – это состояние безмятежности, радости.

Воспитание – это формирование нравственных качеств в человеке.

Если это качества человека, то можно подобрать синонимы и антонимы к слову: Например, равнодушие – синонимы безразличие, беспечность, безответственность; антонимы отзывчивость, искренность, ответственность.

Равнодушие – это проявление безразличия, беспечности, безответственности.

Равнодушие – это отсутствие отзывчивости, искренности, ответственности за происходящее.

Если трудно дать определение, попробуйте из слова , которое нужно объяснить, образовать прилагательное или глагол и начните рассуждение с помощью этих слов.

Например, нужно объяснить слово благородство . Или слово воспитание .

Благородство… Благородный человек – это такой человек, который соотносит свои поступки с понятиями честности, совести и справедливости.

Воспитание Воспитывать – это формировать человека как личность, формировать в человеке положительные качества.

А теперь распределим слова в группы:

нравственные качества

чувство взаимоотношения

равнодушие

милосердие

достоинство

сострадание

скромность

сострадание

справедливость

сотрудничество

благородство

сила воли

достоинство

Разумеется, некоторые слова можно отнести к разным группам (в зависимости от того, как построите высказывание).

Приводим примеры формулировок разных понятий (из сочинений обучающихся).

Преданность – это способность готовность прийти на помощь.

Дружба – это близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Ответственность – это готовность отвечать за свои поступки.

Добро проявление отзывчивости и бескорыстия. Добрый человек никогда не бросит того, кому нужна помощь.

Добро – это такое понятие , которое включает всё хорошее, положительное в человеке. Это могут быть человеческие качества. Это и добрые поступки, которые никому не причинят боли, страдания.

Любовь проявление

Любовь – это чувство доброты, заботы, бережного отношения..

Выбор – это такое понятие , когда принимаешь решение из нескольких вариантов.

Выбор – это осознанное принятие решения из нескольких вариантов.

Комментируя свое определение , можно связать слово-понятие с другими словами-понятиями. Пример приведен ниже.

Нравственный выбор – это решение , как правильно поступить. Промолчать или высказать свое мнение? Сказать правду или обмануть? Помочь или пройти мимо? Нравственный выбор основан на категориях добра и справедливости. Нравственный выбор связан с моралью, совестью, жизненными принципами.

Дружба – это близкие отношения между людьми. Дружба основывается на доверии, искренности, взаимовыручке.

Жизненные ценности – это ценности, которые человек ценит в жизни. Для кого-то это любовь и дружба. Для кого-то это щедрость души….

Жизненные ценности – это система приоритетов человека, это те цели, которые он перед собой ставит. У каждого человека свои ценности. Для кого-то это карьера, деньги, для другого – семья, любовь, дружба, для третьего – духовное самосовершенствование.

Драгоценные книги – это те книги, которые ведут человека по жизни, это его любимые книги. Это книги, которые ему дороги.

Духовная стойкость – это готовность человека к жизненным трудностям.

Сила духа – это качество , при котором человек способен выстоять трудности.

Красота - это то, что восхищает и приносит эстетическое наслаждение.

Нравственная красота – это внутренняя красота человека, которай проявляется в его поступках, словах, мыслях.

Неуверенность – это неуверенность в своих действиях, отсутствие веры в себя.

Справедливость это следование правде, честности, совести.

Долг – это обязанность человека перед обществом. Это нравственная категория. Долг может быть воинским, гражданским. Есть родительский долг, сыновний, дочерний.

Благородство – это проявление доброты, отзывчивости, милосердия, самоотверженности . Благородство основано на самоотверженных поступках.

Благородный человек думает прежде всего о других, нежели о себе.

Благородство души – это проявление благородства в помыслах, в мыслях и чувствах, в своих стремлениях.

Воспитание – это формирование положительных качеств, нравственных понятий.

Самовоспитание – это самостоятельная работа человека над собой, над формированием своей личности. Мы говорим о самовоспитании, когда человек развивает и совершенствует себя.

Совесть – это способность нести нравственный самоконтроль. Иногда говорят: мучает совесть. Это происходит тогда, когда человеку становится стыдно за свои действия.

Совесть способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания.

Душа – это внутренний мир человека. Это его мысли и чувства, это его желания и стремления. Говорят: душа чиста…

Внутренний мир – это мысли и чувства, это душа человека. У каждого человека свой внутренний мир. Он формируется с детства. На становление внутреннего мира влияют семья, друзья, окружающая среда, книги, которые человек читает, игры, в которые он играет.

Нравственность – это система правил поведения в обществе, это система общепринятых норм. В основе нравственности лежит понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Нравственность и мораль – схожие понятия.Отличие морали от нравственности . Нравственность связана с духовной, а мораль – с социальной сферой. Нравственности свойственно постоянство, мораль изменчива.

Достоинство – это самоуважение, осознание собственной значимости. Достоинство основывается на честности, правдивости, гордости за свои поступки.

Достоинство – это нравственная категория , основанная на самоуважении.

Гордость чувство уважения к самому себе, преимущества перед другими. Гордость связана с чувством собственного достоинства, с осознанием собственной ценности.

Гордыня – это пренебрежительное и надменное отношение к другим. Она основывается на высокомерии, самовосхвалении, хвастовстве.

Если в сочинении не набирается 70 слов (а слов должно быть 74-75, необходимо учитывать возможные ошибки на слитные и раздельные написания слов), используйте шаблоны , которые нужно запомнить. Примеры шаблонов приведены ниже.

Также можно использовать прием вопросно-ответной конструкции предложений. Например:

Что такое преданность? Преданность – это способность сохранять верность в любой ситуации, готовность прийти на помощь. Какие люди способны прийти на помощь? Это преданные, верные люди, которые никогда не подведут..

Примеры шаблонов в сочинении (во всех четырех абзацах):

Значение слова … я понимаю так: … - это… Своё понимание значения слова … я раскрою на примере текста (инициалы и фамилия автора)

В данном тексте мы видим, что … проявляет … Так герой (героиня) произведения …

Примеры проявления … можно увидеть не только в литературе, но и в жизни.

Таким образом, … в жизни человека играет важную роль..

Сначала обратимся к толковому словарю. “Воспитанность – это умение себя вести”. Что же означает умение вести себя в коллективе? Быть воспитанным человеком – это и умение здороваться, и поддерживать в обществе разговор, и правильно кушать, одеваться, и умение вести себя в общественных местах.

И неправильно мыслят те, кто считает, что воспитанность сводится лишь к хороших манер. Когда говорим “воспитанный человек”, мы имеем в виду нечто более глубокое в человеке, и прежде всего внутреннюю интеллигентность. А это означает быть

Внимательными к другим, тактичными, скромными.

Быть вежливым, воспитанным, выдержанной человеком не так-то легко. Здесь нужны и самодисциплина, и готовность иногда поступиться собственными выгодами, привычками и, самое главное, чувство уважения к другим людям, к коллективу, ответственность за свои поступки перед обществом.

Судите сами: позавтракав где-то на лесной поляне, легче всего, конечно, “забыть” там остатки пищи, бумага. Больше хлопот – собрать все это и закопать или взять с собой, чтобы потом выбросить в мусорный ящик.

Уступить место в переполненном автобусе пожилому человеку – это значит

Самому почувствовать заметную неловкость. И без колебаний это сделает каждый воспитанный человек. Она же не позволит себе включить транзистор под окнами жилого дома. Она знает: мы живем в век, когда вокруг и так шумно, как же не оберегать покой и тишину?

Воспитанность – это не только вежливость и приветливость. Это и человечность. Это – быть среди людей Человеком. Для этого, прежде всего, нужно иметь такие внутренние качества, 3как искренность, доброта. Неожиданный жизненный конфликт воспитанный человек решит скорее с юмором, чем с досадой.

Внешняя культура, поведение человека не отделены глухой стеной от его внутреннего, духовного мира. Слушание музыки, созерцание произведений искусства, чтение книг – все это обогащает духовный мир человека, а значит, и способствует воспитанию.

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Воспитанность человека – это очень ценная черта, на которую стоит обратить внимание и развивать в себе. Что же такое воспитанность?...
  2. Воспитанный человек. Что означает это понятие? Толковый словарь определяет слово “воспитанный” так: “Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя”. В...

Проблема воспитания и воспитанности актуальна во все времена жизни человека, независимо от развития человеческого общества. Воспитанность является важной предпосылкой взаимопонимания между людьми и залогом равноправного общения между людьми. Современный писатель А. Дорохов размышляет о том, каким должен быть воспитанный человек и какими правилами он должен руководствоваться.

Герой рассказа считал себя до определенного времени воспитанным (предложение 1-6). Но став случайным свидетелем разговора старосты со стряпухой, он узнает о себе не очень приятные подробности. Услышанный разговор полностью переворачивает убежденность молодого человеке в своей воспитанности. Этот разговор послужил толчком к размышлениям о том, какими качествами облдает воспитанный человек. Парень «поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права» . Мало, например, здороваться первым, важно заслужить уважение к себе окружающих. Общепринятые правила поведения соблюдать необходимо, для того они и существуют. Но они проявляться они могут по-разному: в зависимости от условий, в которых оказывается человек.

Позиция автора в предложенном тексте сформулирована четко: «Уважай окружающих, считайся с ними. Строго соблюдай правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой ». С последними строками рассказа нельзя не согласиться. Если человек будет соблюдать правила и нормы поведения, проявлять уважение к окружающим, то и к нему отношение будет аналогичным. Для разных общественных слоев свойственны разные нормы поведения. Но в какой бы среде ты не оказался, важно соблюдать те правила, которые имеют место быть в этом обществе. Уважая других, приобретаешь уважение к себе и будешь по-настоящему воспитанным человеком.

Примеров воспитанных людей можно привести множество. Даже в произведениях великих мастеров слова данное качество присуще многим героям. Например, в романе «Война и мир» Толстой наделяет своего Болконского благородством и честностью. Он уважает людей, окружающих его и не позволяет по отношению к ним ничего дурного. Прислушивается к мнению отца и старается поступать в угоду ему даже тогда,когда сам того не желает.

Проблема воспитанности поднимается и Тургеневым в романе «Отцы и дети». Его Базаров, проповедуя нигилизм, отрицает привычные нормы поведения в среде «отцов», потому и нет взаимопонимания со старшим поколением.

В жизни тоже много примеров проявления настоящей воспитанности. Известен случай с артистом Василием Качаловым. Возвращаясь с репетиции, он увидел двух женщин, которые пытались сесть в трамвай, но поскольку обе были слепы, из этого ничего не получалось. Актёр изменил маршрут, по которому шел и помог незрячим людям.

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека» — эта цитата принадлежит Белинскому. И с великим русским критиком не поспоришь. Действительно, важную роль в жизни выполняет воспитание, и наша жизнь во многом зависит от него. Дорохов неслучайно посвятил проблеме воспитания свое произведение. Пока будет жить хотя бы один человек, будет существовать и воспитание.

Человек, получивший хорошее воспитание и усвоивший уважительное отношение к людям, — это человек зрелый, который соблюдает нормы общепринятого поведения. Чтобы стать воспитанным, надо каждый день расти и совершенствоваться. Наши ежедневные дела и поступки есть не что иное, как результат воспитания. Понятие «воспитанный человек», безусловно, относительное, поскольку каждый имеет собственное представление о мере воспитанности. Но главным критерием остается уважение к окружающим и взаимная вежливость.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Исходный текст:

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.

(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

-(13)Парень-то он ничего,- говорила стряпуха,- грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.

- (15)А что? - заинтересовался староста.

- (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт - весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..

(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»

(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.

(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.

(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?

(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.

(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.

(По А. Дорохову*)