Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Егэ литература анализ поэмы блока соловьиный сад.  «Соловьиный сад», анализ поэмы А

Егэ литература анализ поэмы блока соловьиный сад.  «Соловьиный сад», анализ поэмы А

Небольшая поэма "Соловьиный сад" (1915г.) принадлежит к числу наиболее совершенных произведений Блока. (Не случайно Блока часто называли певцом "Соловьиного сада"). В ней нашли отражение постоянные раздумья поэта о своём месте в жизни, в общественной борьбе. Поэма помогает понять очень важный для Блока "жизненный поворот" от индивидуализма в сторону сближения с народом.

Школьники с интересом читают "Соловьиный сад". Как лучше организовать работу над этой поэмой? Целесообразно озаглавить каждую главу. Это позволит увидеть очень стройную, четко продуманную композицию поэмы.

План может быть примерно таким:

  1. Утомительный труд и зной.
  2. Мечты о "недоступной ограде" соловьиного сада.
  3. Желание проникнуть в сад.
  4. "Чуждый край незнакомого счастья".
  5. "Заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна!"
  6. Бегство из сада.
  7. Утрата прежнего жилища, работы и друга.

После чтения поэмы предлагаем ученикам задание: используя текст первой главы (а отчасти и последующих глав), проследить, как изображена тяжёлая трудовая жизнь героя и что противопоставляется ей в поэме. Они заметят, что глава построена на контрастах. "Бедняк обездоленный" живет "в хижине тесной", труд его изнурителен ("осёл усталый", "отрадно", что идет налегке хоть назад"). А в саду "не смолкает напев соловьиный, что-то шепчут ручьи и листы".

В первой главе, построенной на контрастах, нетрудно обнаружить два противоположных лексических пласта. Прозаическая лексика, использованная при описании будничного труда (таскает, мохнатая спина, волосатые ноги и др.), сменяется романтически приподнятой речью, когда поет, говорит о соловьином саде. Содержание первой главы, представляющей собой экспозицию, естественно и логично говорит, мотивирует события второй главы, которая составляет завязку сюжета: прекрасный таинственный соловьиный сад, противопоставленный безотрадному труду, порождает мечты об иной жизни.

Интересно проследить по второй главе, как развивается мечта героя о "неприступной ограде" сада. При этом следует обратить внимание на то, как сумел Блок передать силу неотступной мечты и раскрыть душевный мир героя. С ним происходит что - то небывалое. Мысли о возможности другой жизни вызывают неудовлетворенность своей судьбой ("И чего в этой хижине тесной я, бедняк обездоленный, жду:?"), переоценку своей привычной работы, которая воспринимается теперь как "жизни проклятья". Несмолкаемый соловьиный напев, "Её" "круженье и пенье", неотступные сны вызывают "безысходные томленье", заполнившее всю душу, вытеснившее все остальное.

Важную роль во второй главе играют зарисовки природы. Они помогают понять, как зарождается и созревает мысль о бегстве от "жизни проклятий" в спокойный и безмятежный соловьиный сад. Мечты и томленья появляются в вечерний час, когда "знойный день догорает бесследно". Несколько раз упоминаются признаки наступающей ночи: "в закатном тумане ", "сумрак ночи", "в синем сумраке". В знойном вечернем тумане и затем в ночном сумраке не видно ясных очертаний предметов, все вокруг кажется зыбким, неопределенным, таинственным. "В синем сумраке белое платье" мелькает, словно какое-то призрачное видение. "Непонятным" назван напев, который раздается в саду. Своим "круженьем и пеньем" девушка манит к себе, как волшебная, сказочная сила.

Все, что связано с соловьиным садом, тесно переплетается в сознании героя с неотступными снами о неизведанной жизни. Ему трудно отделить реальное от вымышленного, фантастического. Поэтому влекущий к себе и манящий сад кажется недоступным, как светлая мечта, как приятный сон. Очень эмоционально и психологически убедительно показывает поэт невозможность избавиться от этого томленья. Поэтому нетрудно сказать, что произойдет в дальнейшем: герой неизбежно пойдет в соловьиный сад.

В третьей главе перед читателем раскрывается "диалектика" нелегкой душевной борьбы. Решение идти в соловьиный сад не возникает так сразу, внезапно. Бросив осла и лом, "хозяин блуждает влюбленный", вновь приходит к ограде, "идут за часами часы". "И томление всё безысходней" - оно должно обязательно вскоре разрешиться. И, вероятно, это произойдёт сегодня. Хорошо знакомая дорога кажется таинственной именно сегодня. "И колючие розы сегодня опустились под тягой росы" (Очевидно, они не будут задерживать своими колючими шипами гостя, если он направится в сад). Герой пока ещё только ставит перед собой вопрос: "Наказание ли ждет, или награда, если я уклонюсь от пути?". Но если мы вдумаемся в этот вопрос, то сможем сказать, что уже по существу сделан выбор. "А уж прошлое кажется странным, и руке не вернуться к труду". Перелом в душе героя уже произошел, для нас ясно, что он, не удовлетворенный прежней жизнью, постарается осуществить свою мечту.

Четвертая глава, рассказывающая о достижении заветной мечты, логически четко отграничена от предыдущей и вместе с тем естественно связана с ней. "Мостиком", соединяющим их, служит фраза: "Сердце знает, что гостем желанным буду я в соловьином саду:". Новая глава начинается продолжением этой мысли: "Правду сердце мое говорило:". Что же нашел герой за неприступной оградой сада?

Вдоль прохладной дороги, меж линий,
Однозвучно запели ручьи,
Сладкой песнью меня оглушили,
Взяли душу мою соловьи.
Чуждый край незнакомого счастья
Мне открыли объятия те,
И звенели, спадая, запястья
Громче, чем в моей нищей мечте.

Почему поэт счел нужным раскрыть перед читателем всю прелесть этого райского блаженства?

Мечта не обманула героя, "чуждый край незнакомого счастья" оказался ещё прекраснее, чем был в мечтах влюбленного. Он достиг вершины своего блаженства и забыл обо всем остальном. Обстановка, в которую попал "бедняк обездоленный", в состоянии очаровать и пленить каждого. Немногим удалось бы устоять против соблазна отдаться этой чудесной, почти райской жизни, отказаться от возможности испытать счастье. И вполне естественно, что герой, достигший вершины блаженства, "забыл о пути каменистом, о товарище бедном своем".

Эта фраза ведет нас к новой "тональности", новой главе, новой мысли. Можно ли забыть своего товарища, свою работу, свой долг? И действительно ли забыл обо всем этом герой поэмы?

Пусть укрыла от дольнего горя
Утонувшая в розах стена,-
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!

"Рокотание моря", "рокот волн", "отдаленный шум прилива" оказываются намного сильнее соловьиной песни. Это вполне верно с точки зрения простого правдоподобия. Вспомним вместе с тем и о другом. Соловей и роза - традиционные в мировой лирике образы нежной любви. Море у многих поэтов выступает как символ, можно сказать, что Блок утверждает необходимость подчинить личные интересы общественным.

Несмотря ни на что, "отдаленного шума прилива уж не может не слышать душа". Следующая, шестая глава говорит о бегстве героя поэмы из соловьиного сада. Предложим ученикам вопросы:

Какова же роль шестой главы поэмы?

Можно ли было обойтись без неё?

Почему бы не написать просто, что герой ушел из сада, как только понял, что это необходимо сделать?

Шестая глава дает читателю почувствовать, как трудно было уходить из сада. Героя ведь очаровали не только прохлада, цветы и соловьиные песни. С ним была красавица, открывшая "чуждый край незнакомого счастья".

Она не злая волшебница, искусительница, завлекшая свою жертву, чтобы погубить. Нет, это заботливая, страстно любящая женщина, по-детски нежная, искренняя и доверчивая.

C пит она, улыбаясь, как дети,-
Ей пригрезился сон про меня.

Она обеспокоена, заметив какую-то тревогу в душе возлюбленного. Герою трудно уйти из сада не только потому, что он лишает блаженства себя самого. Жаль оставлять такое чистое, доверчивое, любящее существо, разрушать "её" счастье. И нужно обладать большой душевной силой, чтобы несмотря ни на что уйти из прекрасного сада, откликаясь на зов жизни. Не увидев этих трудностей, не узнав о счастье, от которого вынужден отказаться герой поэмы, читатели не смогли бы понять и оценить его поступок.

Какая же новая мысль связана седьмой, последней главой? Казалось бы, оставив соловьиный сад, герой будет по - прежнему продолжать свой труд. Но на прежнем месте не оказалось ни хижины, ни осла, лишь валяется ржавый, затянувшийся песком лом. Попытка ломать камень "движеньем знакомым" встречает сопротивление. "Краб всполохнутый" "приподнялся, широко разевая клешни", словно протестуя против возвращения к работе того, кто уже потерял на нее право. Его место теперь занял другой.

А с тропинки, протоптанной мною,
Там, где хижина прежде была,
Стал спускаться рабочий с киркою,
Погоняя чужого осла.

Попытка уйти от "жизни проклятий" в безмятежный соловьиный сад не осталось безнаказанной. К такой мысли приводит нас седьмая глава поэмы.

После знакомства с содержанием всех глав ученики делают вывод о том, какое значение имел "Соловьиный сад" в спорах о роли и назначении поэта. Своей поэмой Блок утверждает, что поэт должен активно участвовать в общественной жизни и выполнять свой гражданский долг, а не укрываться в безмятежном саду "чистого искусства".

Предложим учащимся назвать поэтов "чистого искусства", предшественников и учителей Блока. Вспоминая о литературных вкусах и увлечениях автора "Соловьиного сада", школьники назовут наряду с другими поэтами А.А.Фета, стихи которого хорошо знал и любил Блок. Учитель прочтет стихотворение А.Фета "Ключ".

Ученики отметят то, что роднит поэму "Соловьиный сад" с фетовским стихотворением. Фет сумел передать чарующую и манящую прелесть "освежительной влаги", тенистой рощи и соловьиного зова. Таким же привлекательным изображен и соловьиный сад Блока. Лирический герой стихотворения "Ключ" стремится к тому блаженству, которое, мы видели, нашел за "утонувшей в розах стеной" герой "Соловьиного сада". Поэма Блока напоминает стихотворение "Ключ" своей ритмикой, напевностью, сходными образами- символами.

Следует отметить, что литературоведы в своих исследованиях обратили внимание на подтекст "Соловьиного сада", на полемическую направленность этой поэмы Блока в отношении стихотворения А.Фета "Ключ". Такую мысль впервые высказал В.Я.Кирпотин в статье "Полемический подтекст "Соловьиного сада".К нему присоединились Вл. Орлов в комментариях к "Соловьиному саду", Л.Долгополов в своей монографии о поэмах Блока.

Каким бы привлекательным ни казался "соловьиный сад", как бы трудно ни было с ним расставаться, долг поэта идти в гущу жизни, откликаясь на её призывы. Поэтому для Блока было особенно важным показать жизнь в соловьином саду столь чарующей и пленительной. И рассказывать о ней нужно было такими же пленительными, сладкозвучными стихами.

Из черновиков поэмы можно видеть, что она строилась первоначально как рассказ от третьего лица. Заменив впоследствии лицо рассказчика, Блок сделал повествование более эмоциональным, близким читателю, внес в него автобиографические элементы. Благодаря этому, читатели воспринимают поэму не как рассказ о печальной судьбе какого-то бедняка, а как взволнованную исповедь рассказчика о своих переживаниях, о своей душевной борьбе. Смысл "Соловьиного сада" нельзя поэтому свести лишь к полемике с Фетом или другими сторонниками "чистого искусства". Эта поэма, делает вывод В. Кирпотин, была не только "ответом на многоразветвленный и шумный спор о назначении писателя и о путях русской интеллигенции". В своем произведении Блок "создал ответ, в котором прощался и со своим собственным прошлым, или, вернее, со многим из своего собственного прошлого". "Полемика с Фетом, - пишет и Л.Долгополов,- перерастала в полемику с самим собой".

C ложным был этот процесс для Блока. Он не скрывает от читателей трудных, мучительных переживаний, открывает перед нами свою душу. Предельная искренность и откровенность, уменье передать тончайшие оттенки душевной жизни - это, быть может, самая сильная сторона поэзии Блока. Поэма "Соловьиный сад" помогает увидеть тот трудный путь, по которому шел поэт к своему главному подвигу жизни - к созданию поэмы "Двенадцать".

Литература.

  1. Блок А.А. "Лирика" - М.: Правда, 1985.
  2. Горелов А. "Очерки о русских писателях". Л.,Советский писатель, 1968.
  3. Фет А.А. "Полное собрание стихотворений" Л.,Советский писатель. 1959.
  4. Вопросы литературы.1959, № 6,с. 178-181
  5. Долгополов Л.К. "Поэмы Блока и русская поэма конца 19-начала 20 веков", М. - Л., Наука, 1964, с. 135-136.
  6. Сербин П.К. Изучение творчества Александра Блока. - К.: Радянська школа, 1980.

Анализ поэмы А.Блока «Соловьиный сад»

Перед героем поэмы две дороги. Одна - труд, тяжёлый и однообразный. Другая - любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом. Герой покидает прекрасный сад, нежную возлюбленную, но поздно. Уже нет ни его хижины, ни его осла, а по тропинке, протоптанной его ногами, спускается другой человек.

В поэме противопоставляются две темы. Первая - будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая - райская жизнь, без дела и цели. Текст поэмы состоит из семи глав. С самого начала возникает первая тема, которая, перекликаясь со второй, продолжается в течение трёх глав. Уже с четвертой главы герой попадается в сад. Пребыванию в саду, второй теме, посвящено всего четыре строфы. А дальше вновь появляется первая тема, но это уже не жизнь, наполненная содержанием и действием, а итог пребывания в саду - одиночество, бессмысленность существования.

За оградой Соловьиного сада герой «ломает слоистые скалы», у него «разум от зная мутится», ему «снится жизнь другая». А в соловьином саду герой, «опьяненный вином золотистым», «забыл о пути каменистом».

Когда описывается пребывание героя за оградой сада, используются «тяжёлые» слова: «таскает», «куски», «начинает кричать». А для описания пребывания героя в саду используются нежные, романтические выражения: «напев соловьиный», «шепчут ручьи и листы», «запели ручьи».

К.Чуковский упрекал А.Блока за «чрезмерное сладкозвучие» «Соловьиного сада». Но «оправдать» поэта можно. Описание сада может быть только именно «чрезмерно сладкозвучным». Потому что такую жизнь нельзя изобразить по-другому, к ней не проходит иное описание.

В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» - это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна.

Основная мысль поэмы, я думаю, заключается именно в этом.

На вопрос героя: «наказание ли ждёт иль награда, Если я уклонюсь от пути?» Блок отвечает в конце поэмы. Не зря он дает в поэме сцену столкновение крабов. Этой сценой подчеркивается глубина одиночества героя, которое наступило из-за того, что он уклонился от пути.

Поэма «Соловьиный сад» считается романтической. Период написания этой поэмы - переходной период в творчестве писателя. Переход от символизма к реализму отразился в поэме. Здесь много символов, даже при описании реальной жизни, много романтики. Но побеждает реализм.

А. Блок написал поэму "Соловьиный сад" в период своего романа с оперной певицей Л. А. Андреевой-Дельмас. Отсылкой к тому, что это стихотворение посвящено их отношениям, является песня, которую исполняла незнакомка в произведении. Ниже представлен анализ "Соловьиного сада" Блока.

Сюжет поэмы

В анализе "Соловьиного сада" Блока нужно кратко рассказать о сюжете произведения. Он довольно прост: главный герой - бедный рабочий, у которого есть только старенький домик да верный осел. Каждый день он ходит по одной и той же дороге на свою тяжелую работу. Герой проходит мимо прекрасного сада, который так и зовет его. Но рабочий каждый раз не решается отворить калитку.

Но однажды он все-таки решился войти в чудесный сад. И его красота, и прекрасное пение соловьев поразили героя. Попав в то райское место, он забыл про время и своего верного товарища. Но спустя какое-то время ему стало не хватать его работы, труда, волнений жизни. Поэтому герой покинул сад. Но когда он пришел, то не увидел ни своего дома, ни своего осла.

В анализе "Соловьиного сада" Блока следует отметить, что сюжет строится на противопоставлении. Герой выбирает среди двух полного переживаний, забот, труда или же того, в котором его ждало наслаждение, красота и спокойствие. В поэме протиповопоставляются труд и леность. И герой начал скучать по деятельности, которая наполняла его жизнь смыслом.

Краткий обзор

Краткий анализ "Соловьиного сада" Блока по главам позволяет показать читателям всю глубину сюжета, несмотря на его кажущуюся простоту. В первых частях описываются будни героя стихотворения. Каждый раз, проходя мимо прекрасного сада, он слышит чье-то прекрасное пение.

И вот в своей хижине он раздумывал над своей жизнью. И герой понимает, что он ничего не потеряет, если решится зайти в этот сад. Рабочий все больше и больше влюбляется в красоту того места. Эти главы показывают, что герой устал от житейской суеты, скучной и однообразной действительности. Также можно сделать вывод о том, что герой эгоистичен. У него даже не было мысли о том, чтобы взять с собой своего верного товарища - старого осла.

В третьей главе героя одолевают сомнения: а какой выбор лучше сделать? Его пугает неизвестность: что ждет его там, за оградой соловьиного сада? И в следующей главе он уже оказывается в мире красоты, спокойствия и любви. Сад оказался гораздо прекраснее, чем в его самых смелых мечтах. Опьяненный новыми впечатлениями и осознанием того, что его мечты сбылись, герой забывает и о своих обязанностях, и о своем друге.

В пятой и шестой главах описывается жизнь работника в соловьином саду. Он потерял счет времени, его ничего не волнует. Лишь изредка - шум волн, который не могла заглушить песня соловья. И море напоминало ему о той реальной жизни, которую он оставил. Но любовь и ласки героини позволили ему забыть все тревоги и сомнения.

Однажды герою послышался крик его осла, и он решил покинуть сад. В седьмой главе рассказывается о том, как, вернувшись, он не смог найти ни своего дома, ни своего друга. И уже кто-то другой выполняет его работу, а ему помогает другой осел. Не сумевший оценить того, что было в его реальной жизни, проводя свое время в постоянной праздности, герой потерял смысл жизни. Нужно уметь ценить все то, что есть в реальной жизни, а не пытаться жить лишь одними мечтами.

Главный герой

В анализе "Соловьиного сада" Блока нужно дать краткую характеристику герою поэмы. Лирический герой - это простой человек, уставший от рутины, забот. Сам же он характеризует себя как "бедняк обездоленный". Его жизнь состоит из тяжелой работы, у него нет ничего, кроме хижины и осла. Поэтому он так стремится попасть в тот сад, где сможет жить, ни о чем не волнуясь и не тревожась.

Оказавшись в саду, герой потерял связь с реальностью. Он не знал, сколько прошло времени, что происходит. Он словно спрятался ото всех проблем и забот в грезах. Поэтому герой больше не слышал шума волн. В анализе стихотворения "Соловьиный сад" Блока следует отметить, что море выступает как символ жизни.

И когда герой устает от постоянной праздности, он вновь слышит звуки настоящей жизни. Таким образом, читатель видит, что именно в реальной жизни, общении с настоящими людьми есть смысл.

Литературные тропы

Также в анализе "Соловьиного сада" Блока нужно определить, к каким литературным приемам прибегнул автор при написании стихотворения. Поэт использовал скрытую антитезу - противопоставление сада и моря. Для придания большей художественной выразительности А. Блок использовал олицетворение, большое количество эпитетов, сравнение и метонимию.

В более зрелый период творчества поэт стал отходить от символисткого направления. И в этой поэме были отражены первые попытки его перехода к реализму. Но все-таки в этом произведении еще присутствовали признаки символизма. В данной статье был представлен анализ поэмы Блока "Соловьиный сад".

Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом. Герой покидает прекрасный сад, нежную возлюбленную, но поздно. Уже нет ни его хижины, ни его осла, а по тропинке, протоптанной его ногами, спускается другой человек.
В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. Текст поэиы состоит из семи глав. С самого начала возникает первая тема, которая, перекликаясь со второй, продолжается в течение трёх глав. Уже с четвертой главы герой попадается в сад. Пребыванию в саду, второй теме, посвящено всего четыре строфы. А дальше вновь появляется первая тема, но это уже не жизнь, наполненная содержанием и действием, а итог пребывания в саду – одиночество, бессмысленность существования.
За оградой Соловьиного сада герой «ломает слоистые скалы», у него «разум от зная мутится», ему «снится жизнь другая». А в соловьином саду герой, «опьяненный вином золотистым», «забыл о пути каменистом».
Когда описывается пребывание героя за оградой сада, используются «тяжёлые» слова: «таскает», «куски», «начинает кричать». А для описания пребывания героя в саду используются нежные, романтические выражения: «напев соловьиный», «шепчут ручьи и листы», «запели ручьи».
К.Чуковский упрекал А.Блока за «чрезмерное сладкозвучие» «Соловьиного сада». Но «оправдать» поэта можно. Описание сада может быть только именно «чрезмерно сладкозвучным». Потому что такую жизнь нельзя изобразить по-другому, к ней не проходит иное описание.
В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» - это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна.
Основная мысль поэмы, я думаю, заключается именно в этом.
На вопрос героя: «наказание ли ждёт иль награда, Если я уклонюсь от пути?» Блок отвечает в конце поэмы. Не зря он дает в поэме сцену столкновение крабов. Этой сценой подчеркивается глубина одиночества героя, которое наступило из-за того, что он уклонился от пути.
Поэма «Соловьиный сад» считается романтической. Период написания этой поэмы – переходной период в творчестве писателя. Переход от символизма к реализму отразился в поэме. Здесь много символов, даже при описании реальной жизни, много романтики. Но побеждает реализм.

«Соловьиный сад»


В романтической поэме «Соловьиный сад» А.А. Блок рисует два противопоставленных друг другу мира. Первый характеризуют зной, слоистые скалы и илистый берег моря. Это обыденный мир человеческого существования, наполненный каждодневным тяжким трудом. А рядом с ним расположен мир иной, волшебный, возвышенный и утонченный. Это дивный сад с прохладой, соловьиными трелями и прекрасными розами и песнями. Именно в него норовит свернуть упрямый осел героя поэмы.

Что же символизирует утонченный романтический образ «соловьиного сада»? На этот вопрос читатель получает более конкретный ответ во второй главе поэмы, где возникает образ женщины в белом, которая зовет лирического героя своим пеньем и манит круженьем.

А.А. Блок показывает, как бедна и однообразна жизнь одинокого человека и как она может преобразиться, когда в сердце героя поселяется любовь. В третьей главе волшебные чары соловьиного сада распространяются уже и за его ограду. «Знакомый, пустой, каменистый» путь начинает казаться лирическому герою поэмы «таинственным», так как приводит к манящей ограде. Розы из «Соловьиного сада» опускаются все ниже. Сердце подсказывает, что надо войти в сад и стать там желанным гостем.

В четвертой главе лирический герой наконец решается отворить прежде казавшиеся неприступными двери. И, к его удивлению, они открываются для него сами. Райское блаженство ожидает в саду лирического героя. Образ счастья рисуется в подчеркнуто романтических тонах: прохлада лилий, однозвучная песня ручьев и сладкие трели соловьев, звон запястий и, наконец, ощущение опьянения вином и золотым огнем. Лирический герой забывает о своей работе, об оставленном за оградой осле.

Однако в пятой главе автор восклицает: «Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна!». Эти строки подчеркивают суть блоковского понимания счастья. Никакое высшее наслаждение (даже любовь) не может заменить человеку ощущение выполненного долга, понимание того, что он находится на своем пути. «Соловьиная песнь» в данном контексте может восприниматься как символ мечты о личном счастье, о любви, о праздных утехах. «Море» же, как это и принято в классической литературе, символизирует жизнь в широком смысле, устоявшийся миропорядок. Если в первой главе поэмы, когда герой ломает скаты и перевозит их куски на осле к железной дороге, море ведет себя благосклонно, мирно, начинается отлив, то в пятой главе око рокочет, силясь быть услышанным. И душа лирического героя спешит на шум прибоя.

В шестой главе герой покидает спящую возлюбленную и идет на жалобные крики осла и мерные ударьг волн. Лишь шипы прекрасных роз, «точно руки из сада», пытаются удержать его.

В седьмой главе героя поэмы ждет тяжкая расплата за то, что он нарушил долг: морской прилив уничтожил его дом на берегу. А его рабочее место занял другой человек. За кратковременное счастье пришлось заплатить всем, что имел. Это ответ гга вопрос, поставленный в третьей главе поэмы: «Наказанье ли ждет иль награда, Если я уклонюсь от пути?».

Таким образом, основным композиционным приемом в поэме выступает антитеза, которая распространяется не только на организацию художественного пространства поэмы, но и на звуковые образы. Наряду с общефилософской трактовкой поэмы в критике существует мнение о том, что в ней содержится полемика А.А. Блока со сторонниками «чистого искусства». В этой связи «Соловьиный сад» можно понимать как отказ от изображения проблем исторической реальности, уход в некое идеальное пространство и сужение задач современного автору искусства.