Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Армения христианская и первый ее царь Трдат III. Армения христианская и первый ее царь Трдат III Телевизионный фон эффективной политики

Армения христианская и первый ее царь Трдат III. Армения христианская и первый ее царь Трдат III Телевизионный фон эффективной политики

Про фильм “Дух времени” развились несколько оффтопних ветвей и в частности относительно вопроса принятия Христианства в 301-ом году. Дав например рассматривает как само принятие Христианства, так и события последующих десятилетий, а может и больше, как сукопопский© заговор против Великой Армении в целом и сюникцев в частности. Лично мне так совершенно не кажется, я далек и от версии, что Трдат превратился в кабана, и от версии сукопопского© заговора. На мой взгляд все произошедшее, это просто результат политических расчетов Трдата 3-го.

Скажу сразу, что я разделяю ту точку зрения, что Христианство насаждалось силой, что за это время было уничтожено культурное наследие предков, ну и все остальные прелести, но при этом считаю, что наезды на Христианство и ААЦ на этой почве безосновательны. Другими словами, разрушение языческих храмов и насаждение новой религии я рассматриваю просто как факт, а не что-то, из чего надо делать выводи.

Вообще, вся заваруха началось в 225-ом году. Это дата очень важна в армянской истории, так как перевернула абсолютно все в нем. До 225-го года в передней Азии все было предельно ясно: с одно стороны Рим, а с другой стороны Аршакиды, которые правили в большинстве странах и тем самим представляли собой единый альянс. Никакого внутреннего конфликта быть не могло, ибо по сути вся власть была сосредоточена в руках одной и той же семьи. Говоря современным языком двухполярный мир.

Но так было до 225-го года. В 225-ом году в Парфии Арташир Сасанид свергнул царя Артавана 5-го, а выжившие парфянские Аршакиды убежали в Армению. Ситуация для нас была очень сложной: во-первых мы потеряли кровного союзника, а во-вторых получили не менее кровного врага. Сасаниды понимали, что даже без укрывшихся в Армении парфянских Аршакидов, сами армянские Аршакиды тоже были претендентами на их престол. Армянские же Аршакиды понимали, что Сасаниды их не оставят в покое. Одним словом, это была вражда по определению. По сути у нас оставался один выбор: наладит дружбу с Римом, что ничего хорошего не сулило и тоже по определению.

Разумеется, что сразу же начались длительные войны между Арменией и Персией, которые продолжались с переменным успехом. Все закончилось убийством Хосрова 1-го в 247-ом году (по другим данным в 253-ом). В течении последующих 40 лет в Армении правили ставленники Сасанидов. Однако в 287-ом году сын Хосрова 1-го Трдат с помощью римлян возвращает себе власть в Армении.

Новый царь прекрасно понимал, что Сасаниды его в покое не оставят. Понимал он так же, что его власть уязвима ” 40 лет в стране правили чужие и никто и задницей не шевелил (и это страна со 100000-ой регулярной армией). Для этого были свои причины: Армения и Персия хоть и больше не были политическими союзниками, но по прежнему были связаны тысячью нитями, в том числе и многочисленные династические браки, и культура и многое другое.

В свою очередь языческие религии отличались крайней не устойчивостью, они легко поддавались влиянию чужим культам и в частности в пограничных районах преобладали культы соседних районов. В этом плане языческая религия армян не была исключением, ну а в сложившийся политической обстановке, такая религиозная раздробленность была опасна для Трдата. Ну кому понравится, что в пограничных районах с кровным врагом огромная масса населения поклоняется богам этого самого врага? Можно ли положиться на это население? Вряд ли. Короче говоря не было никаких внутренних барьеров против влияния Персии, а таким барьером мог стать другая религия.

Все эти обстоятельства видимо и привели Трдата к тому выводу, что надо менять государственную религию и его выбор пал на Христианство, которого он преследовал в течении 13-и лет. Какие плюсы были у Христианства? Главное отличие это то, что Христианство исключает существование любых иных богов. В христианстве изначально заложен механизм ревностной защити своих позиций, если хотите инстинкт самосохранения, что напрочь отсутствует во всех языческих религиях. Никакого нафиг свободы вероисповедания: “не поклоняйся другим богам, я единственный бог и тут жирнейщая точка”. Само собой это исключало возможность проникновения других культов. Никаких 5-х колон на религиозной почве быть не могло. Второй, на мой взгляд немаловажный факт это запрет браков с иноверцами. В будущем это лишила бы второго рычага персов в Армении ” династические браки с армянскими княжескими домами. Есть и ряд других преимуществ (например более предпочтительная, чтобы управлять страной), но эти два на мой взгляд основные и они соответственно покрывали две основные уязвимости языческой религии.

Так же надо полагать, что скорее всего в Армении уже тогда была довольно большая христианская община, особенно в юго-западных и западных районах страны, а так же в больших городах, так что социальная платформа у Трдата тоже была.

Окончательно убедившись в правильности такого шага, царь приступил к делу. На мой взгляд, расчеты царя были абсолютно верними, однако к сожалению сама форма изменения религии была далека от идеального. ИМХО, можно было бы устроить все меньшей кровью и с меньшими потерями, в том числе без тотального уничтожения культурного наследия. Впрочем именно такое решение тоже скорее всего была не безосновательной, видимо царь хотел уничтожить все возможные реакционные сили, чтобы в будущем не иметь лишней головной боли.

Во время правления Трдата III усиливается центральная власть, а также армия. Возрастает роль государственных ведомств в деле руководства страны и обороны. Трдат III назначает Ота Аматуни азарапетом (арм. тысяцкий), а спарапетом - Артавазда Мандакуни. Экономика страны развивается, на ряду со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране, новое развитие получает торговля, главными центрами которого стали Арташат в Великой Армении и Мцбин в Северной Месопотамии.

Трдат III предпринимает действия по экономическому обеспечению Армянской церкви, раздав земельные участки священникам сельских церквей по 4 двора, а в поселковым по 7. Армянский католикос Григорий Просветитель и царь Трдат организовали образовательскую деятельность. Часть собранных со разных районов Армении детей были отправлены на ассирийское обучение, а другая - на греческое. Целью являлась подготовка опытных переводчиков армянского языка, для того, чтобы сделать более доступным народу устное слово Евангелие, а также для упрощения задачи ведения государственных дел.

В 313 году с согласия императора Константина Великого был принят миланский манифест «Эдикт», согласно которому христианство в Римской империи провозглашалось как свободная и равноправая другим религия. Царство Великой Армении и Римская империя стали единоверными странами и между ними установились добрые и стабильные взаимоотношения.

Святой Григорий уединился от светского мира и проживал жизнь аскета в пещере Маня Айрк в горе Сепух области Даранах Великой Армении. Царь Трдат с сыновьями Григория Вртанесом и Аристакесом прибыл туда. По просьбе царя Григорий рукоположил Аристакеса епископом. Последний принял участие в Никейском вселенском соборе, на котором был учрежден Символ веры. Аристакес, вернувшись в Армению, привез с собой Никейские каноны. Святой Григорий в этот список добавляет свой список законов.

По просьбе смотрителей города Пайтакаран одноименной области Великой Армении царь Трдат рукоположил епископом этих мест сына Втранеса Григориса. Под его духовной власттю находились Арцах, Утик и Пайтакаран, а также подчиненные Армянской апостольской церкви епископии Вирка и Ахванка. Григорий был жестоко убит во время христианского проповедования по приказу царя находящейся на западном береге Каспийского моря страны мазкутов Санесана. Тело Св.Григориса его единоверцы привезли и предали земле в деревне Амарас Арцаха, в церкви, построенной его дедом Григорем Просветителем.

Даниелян Э.

Трдат Третий
2 дата: 21.04.2015 / 08:58:24

Трдат III был одним из самых выдающихся царей династии Армянских Аршакидов. С перерывами он правил: в 274 – 276 гг (I восшествие на престол) и в 287 – 330гг (II восшествие на престол) нэ. В период его правления укрепилось экономическое, политическое и военное положение Армении. Однако, в период его правления, произошли крупные и судьбоносные изменения во внутренней жизни страны – принятие Арменией христианства в качестве государственной религии.
Трдат III (Траз) – 287– 330 гг нэ - царь Армении:
274- 276 гг нэ - I восшествие на престол
287 – 330 гг - II восшествие на престол. (второе вошествие на престол, как ставленника Римской империи). Ему удалось изгнать иноземных захватчиков и восстановить независимость Армении. В 90-ых годах III в нэ снова разгорается борьба за Армянский престол между ставленниками Римской империи и Сасанидской Персии. Это привело к тому, что в том же 298 г., в городе Нисибин, между Римом и персией был заключен мирный договор, относительно Армении. Согласно этому договору, Сасанидская Персия обязывалась в течение 40 лет не нарушать границы Великой Армении и оба государства признавали независимость Армении. В 301 г. Армения, первая в мире, приняла христианство, в качестве государственной религии. Одновременно он проводил политику по централизации армянских земель и боролся с непокорными владетельными князями (арм. - нахарарами).
296 г нэ - в 296 г. персидский царь Нарсес начал войну с Римской империей и Арменией, однако после некоторых успехов потерпел тяжёлое поражение и ушел из Армении.
298 г нэ - первое разделение Армении между Римской империей и Сасанидской Персией, согласно Нисисбинскому мирному договору между этими странами. В городе Нисибине в Месопотамии был заключён мир на 40 лет: персы уступили римлянам Месопотамию и пять небольших областей в бассейне Верхнего Тигра (некоторые из них когда-то входили в состав Армении) и признали римский протекторат над Арменией и Иберией. Фактически Армении удалось отстоять своё самостоятельное существование. Рим и Персия признали независимость Армении, уточнялись границы Армении с Римом и Персией. Страна была отнесена к сфере влияния Рима. Однако, в том же году, Трдату III удалось снова восстановить целостность Армении.
конец III – начало IV вв нэ – Артавазд Мамиконян - спарапет армянских войск во времена Трдата III.
В период правления Трдата III Армения приняла христианство в качестве государственной религии, однако этому процессу предшествовали многие социальные изменения, происходившие внутри некоторых слоев армянского общества. Перечислим некоторые из них:
1. Григорий Просветитель. Проповедь и дальнейшее распространение христианства в Армении переходит на новый, более высокий уровень в период деятельности Григория Партева (“партев” - в переводе с армянского означает “парфянин”). По происхождению, Григорий был из младшей ветви царской династии Персидских (Парфянских) Аршакидов. Его отец – Анак служил при царском дворе. Однако, в 224 г нэ, он, вместе со своей семьей (также со своим маленьким сыном - Григорием), вынужден был бежать в Армению. [Этому предшествовали очень бурные события, происходившие в Персии, в начале 20-ых годов III в нэ. В то время в Персии царствовал Вагарш V (208 – 223 гг нэ) Аршакид. В период его правления усилился разброд в стране и недовольство князей центральной властью. Своей активностью, направленной против царской власти, особенно выделялись князья южных регионов страны. Воспользовавшись этим, брат Вагарша V – Артаван, об’явил себя царем Персии и подчинил себе южные регионы Персидского государства. Он присвоил себе династическое имя Артаван V. В Персии началась гражданская война, которая длилась 10 лет. Законному царю - Вагаршу V не удалось подчинить себе мятежников. Более того, в 223 г нэ, Артаван сверг своего брата и стал царем всей Персидской державы. Однако, в том же 223 г., один из главнокомандующих войсками Вагарша V – Арташир (его дед – Сасан в молодости был крупным военачальником, а потом стал главным жрецом Ахурамазды – верховного кумира персидского языческого пантеона. Сын Сасана и отец Арташира – Папак был верховным жрецом Персии) Папакан из рода Сасанидов сверг Артавана V и об’явил себя царем Персии. Так пала одна из могущественных царских династий, правивших в Передней Азии – династия Парфянских (а впоследствие - Персидских) Аршакидов, просуществовавшая в общей сложности 473 года (династия Парфянских Аршакидов была основана царем Парфии Аршаком I Великим в 250 г. до нэ). Однако, Арташир тайно питал особую ненависть к царям из рода Аршакидов, т.к. отец Вагарша V - Вагарш IV (191 – 207 гг нэ) преследовал Папака и всячески ущемлял права персидских жрецов (Как было сказано выше, и дед, и отец Арташира были жрецами. Т.е. Арташир воспитывался в жреческой семье. Кроме того, он был религиозным человеком и ему не нравились преследования жрецов со стороны царской власти). Таким образом, Арташир стал основателем новой царской династии в Персии – династии Сасанидов. Став главою государства, Арташир начал преследовать представителей рода Аршакидов, лишать их занимаемых должностей, насильно отбирать принадлежавшие им земли, изгонять их из дворца, столицы и страны. Тех, кто сопротивлялся этому, Сасаниды предавали смертной казни]. В период персидского политического кризиса, в Армении правил царь из династии Армянских Аршакидов, Хосров II Великий. Именно к нему и приходит отец Григория – Анак. Хосров II принимает Анака на службу к себе. Однако, впоследствие выясняется, что Анак бык подослан персидским царем Шапухом I (243- 248 гг нэ), чтобы убить армянского царя [Придя к власти, Сасаниды стремились установить свою гегемонию во многих странах Передней Азии, в том числе и, в Армении. Став царем Персии, после своего отца Арташира I, Шапух I начал вести агрессивную политику против Армении. Но армянские войска, под руководством Хосрова I ВеликогоI, всякий раз давали решительный отпор персидским захватчикам и изгоняли их с родной земли. Не достигнув ожидаемых результатов на поле брани, персидский царь решил пойти на низость и убрать выдающегося армянского царя другими способами. Именно поэтому, Шапух I посылает в Армению Анака, чтобы тот убил Хосрова. Анаку удается осуществить свое подлое намерение во время одного из дворцовых празднеств (некоторые исследователи считают, что убийство Хосрова произошло во время царской охоты, на которой присутствовал и Анак)]. После убийства Хосрова II, армяне убили Анака и истребили весь его род. Чудом спасся только малолетний сын Анака – Григорий. Его спасли князья из рода Слкуни, которые потомственно занимали пост спарапета - главнокомандующего армянскими войсками. Они укрыли Григория в своем поместье, в области Тарон и воспитали его, в соответствии с принципами, принятыми в среде армянской знати и при дворе. Когда Григорий подрос, то он был принят на службу при царском дворце. Но он был уже (тайно, как и все другие) христианином. Где и когда Григорий узнал о новом вероучении, какую (-ие) общину (-ы) он посещал, когда и где крестился, не известно. Так или иначе, но со временем, Григорий становится одним из видных деятелей христианства в Армении, однако об этом не знали еще ни царь, ни царедворцы. В конце III в нэ царем Армении был Трдат III (298 -330 гг). То, что Григорий – христианин, стало известным во время одного из летних религиозных празднеств, посвященных Анаит, которые проходили в селении Тил и в которых участвовал царь, вместе со своей семьей и своими приближенными. Во время этого праздника, Григорий отказался принести жертву и совершить другие обряды поклонения кумиру. Когда царь узнает о принадлежности Григория ко христианскому течению, то приказывает заточить Григория в Хор – Вирап, замок, расположенный недалеко от Арташата и служивший в то время местом заточения знатных людей и политических врагов правящей династии (как Бастилия во Франции или Петропавловская крепость в Российском Санкт - Петербурге). Заключенные, в Хор – Вирапе, находились в ужасных условиях, очень многие умирали, но, к счастью, Григорию удалось выжить. Позже мы увидим, что с ним случилось потом.

2. Девы – мученицы. Как уже говорилось выше, новая армянская столица – Вагаршапат, вскоре превратилась в большой полис, где, наряду с дворцами царя и аристократов, находились и об’екты, обслуживавшие население города. Таковыми были и давильни винограда (а при них и здания, где работали виноделы), которые располагались в пригородах новой столицы. Обычно на таких об’ектах трудился подневольный люд и беднейшие слои населения. Поэтому аристократам было зазорно посещать такие места и обслуживающий персонал контролировался, в основном, со стороны своих непосредственных начальников. А тем нужно было, чтобы работа выполнялась четко, в установленные сроки, что и делалось работниками. Все остальное, в том числе и то, чем занимались работники в свободное от работы время, начальников не интересовало. Этим обстоятельством воспользовались первые армянские христиане. Они стали собираться в пригородах Вагаршапата. Среди прочих христиан была и группа женщин, которой руководила девушка по имени Гаяне. В этой группе особенно были активны Рипсиме и Шогакат. Христиане (в том числе и девушки) активно проповедовали, привлекали на свою сторону многих людей. Таким образом, увеличивалось число христиан в стране. Однако, общая ситуация в Армении, складывалась не в пользу христиан. Царь развернул активную кампанию по преследованию сторонников нового вероучения. Тех, кто попадались, заставляли признавать старых кумиров. Если они не отрекались от христианства, то их бросали в тюрьмы, посылали на принудительные работы. Но самых активных и принципиальных приговаривали к смертной казни. Казнили и группу девушек – христианок. А произошло это так. Однажды царь Трдат возвращался с очередной прогулки и, на одной из улиц Вагаршапата, увидел Рипсиме. Плененный красотой девушки, царь приказал найти ее и доставить во дворец. Когда Рипсиме привели, Трдат предложил девушке стать его наложницей. Она отказалась, что нимало удивило царя [в Древней Армении, как и в других античных государствах, был широко распространен культ поклонения царям. Древние люди считали, что цари произошли от кумиров, являлись их прямыми наследниками и обожествлялись (как умершие, так и царствовавшие в данный момент правители). Неповиновение царям считалось святотатством и могло “сурово караться кумиром /-ами/”. Кроме того, быть царской наложницей, считалось огромной честью для девушки, особенно незнатной. Поэтому, когда девушка не хотела удостаиваться такой “чести”, то она должна была иметь или очень веские основания, или же такое поведение вызывало недоумение. В данном случае, отказ Рипсиме имел библейское основание (в Библии сказано, что: “необходимо избегать блуда” – Эфесянам 5:3)]. Вскоре Трдат узнает, что Рипсиме – христианка. Ее арестовывают и хотят заставить признать старых кумиров. Однако девушка не подчиняется. Поэтому, по приказу царя, ее пытают, а потом казнят. Кроме того, узнают о местонахождении других девушек – христианок этой же общины. После ареста, все они подвергаются той же участи, что и Рипсиме. Но такие крутые меры не могли остановить распространение христианского учения в Армении.
3. Освобождение Григория. Как уже было сказано выше, Григорию удалось выжить, будучи в заточении в Хор Вирапе. Но в начале весны 301 г. нэ он был освобожден из заточения. Вот здесь легенды и реальность тесно переплетаются друг с другом. Согласно распространенной легенде, в начале 301 г. царь Трдат и его домашние тяжело заболели. Несмотря на все усилия врачей, никто не мог их вылечить. Однажды ночью царице пришло видение: седобородый старец говорил ей, что излечиться они смогут только тогда, когда из тюрьмы будет освобожден Григорий, а царь примет новую религию. Болели ли на самом деле царь и его семья или нет, неизвестно. Но фактом является то, что Григорий был освобожден из заточения и вновь стал приближенным царя.
4. Принятие христианства, в качестве государственной религии. В конце мая – начале июня 301г. нэ, царь Армении Трдат III, его семья, царедворцы и царская армия крестились в водах реки Арацани (армянское название реки Восточный Евфрат), в области Тарон, неподалеку от местечка Мцурн. Крестил их руководитель армянских христиан – Григорий Партев, который принял титул католикоса. Приняв водное крещение, они символизировали таким образом посвящение Богу и принятие христианства, в качестве государственной религии. После этого христианство начало свое продвижение по стране. Так начался новый этап в истории Древней Армении.

1700 лет назад классическая страна древнего мира Армения приняла христианство. Вернуться в те далекие времена, оценить это выдающееся историческое событие, вспомнить тех, на чью долю выпала ответственность принять это важное решение, помогают сегодня наши первые историографы и, в частности, Агатангелос - секретарь царя Трдата III, по его повелению описавший проникновение, укрепление христианства в Армении и принятие его в качестве государственной религии. В тот период Великая Армения стояла в одном ряду с передовыми цивилизациями. В стране богатой, населенной множеством народа, процветали большие и малые города с водопроводом, мощеными площадями и улицами, царскими дворцами, а также дворцами знатных горожан, храмами, украшенными статуями богов и обожествленных царей. Почти не оставалось невозделанных земель. Высаживались новые леса, где обитали быстроногие лани, серны, олени, куланы, вепри. Цари и опытные полководцы заботились о благополучии и безопасности народа и старались распространять свою заботу и покровительство на всех, а когда было необходимо, с оружием в руках отстаивали спокойствие страны от вражеских нашествий.

Блестящие победы над врагами в течение одиннадцати лет одерживал царь Хосров II (Нерсех), отец Трдата III, принося народу победы и богатые трофеи.

Однако со смертью царя Хосрова от руки наемного убийцы Анака (по роковому совпадению, отца Григория Просветителя) начались многочисленные набеги на Армению, сопровождавшиеся разорением страны и угоном населения в плен. Чудом удалось спасти одного из сыновей Хосрова II - маленького Трдата, которого увезли в Рим, дабы подготовить к царскому сану. Когда он вырос и возмужал, проявил успехи в ратном деле и воинских сражениях, возвратился на Родину, став последним царем языческой и первым царем Христианской Армении.

Он вошел в историю как царь Трдат Великий, которому удалось установить в стране сильную власть, укрепить армянскую государственность, вернуть Армении былое могущество. "Враги не могли его одолеть; исполинской храбростью своей он побеждал всех в бою, его невозможно было сломить силой, слава о его храбрости облетела всю вселенную... Он процарствовал более 30 лет."

На семнадцатом году царствования Трдата III на престол апостолов Варфоломея и Фаддея "после многих и невыносимых мучений, пятнадцатилетнего пребывания в глубокой яме замка крепости, что в Арташате, сел Григорий Просветитель, став священнодействователем святынь, нашим духовным родителем и началом патриархов наших".

Григор Лусаворич, обходя с царем Трдатом армянские земли, упразднял языческие храмы, разгонял жречество, разбивал идолы, основывая христианские церкви.

Историк так определяет пределы распространения христианства в Армении в IV веке: "Разлилось по всей Армении от края до края, от города Саталы вдоль Халдии, вдоль Каларджии до исхода пределов Маскутов, до ворот Аланских, до границ Каспия - Пайтакарана, города Армянского царства, и от Амиды, через город Насибин, задевая окраины Сирии, в странах Норширакан и Кордуена до неприступной страны Мидии, до области Махкерта, вплоть до Атропатены."

Просветив Армению Богознанием и всеми христианскими установлениями и законоположениями, рукоположив более 430 епископов, отправился Григор вместе с великим государем Трдатом в Рим для созерцания мощей апостолов Петра и Павла, свидания с великим императором Константином и святым патриархом Сильвестром и заключения с ним договора и союза.

"Константин святой и великий патриарх врат мира оказали почести святому Григору как исповеднику и как живого мученика почтили множеством любезных и подобающих почестей. Константин, пав перед ним на колени, просил его священных молитв и благословения. Передал ему частицы мощей апостолов, левую руку апостола Андрея и много других даров: в Иерусалиме им пожаловали Голгофу - место распятия Христа, храм святого Иакова и место для литургии у одра святого воскресения. Говорят, святой Григор повесил над гробом Христа светильник и с молитвою просил Бога зажигать его без видимого света во время праздника Святой Пасхи, и знамение это имеет место по сей день. Трдату Великому были оказаны почести, которые он заслужил своею храбростью."

Кровью Христа и верою в Него был скреплен договор, дабы и после них нерушимо хранить дружбу между народами. Этот документ - "Дашанц тухт" ("Договорная грамота"), удостоверяющий наличие союза и договора между монархами и патриархами двух стран, не только упоминается Агатангелосом и Павстосом Бузандом, но и существует поныне.

Воздав таким образом честь, Константин усадил Григора и Трдата на золоченую колесницу и с великой пышностью отправил в дорогу.

Вернувшись в великом ликовании и душевной радости в Армению, патриарх рукоположил сына своего Аристакеса главою епископов Армении, Грузии, Агванка. Сам же всецело отдался отшельническому образу жизни, чтобы добиться венцов: и апостольского, и подвижнического, и патриаршего, и отшельнического, которые более всего приближают человека к Богу, ибо дают возможность спокойно беседовать с Ним. С тех пор Григор больше не показывался никому. Он удалился в провинцию Даранали, где уединился в пещере Манэ. Прожив долгие годы, он почил во Христе, пробыв 30 лет патриархом.

Аристакес, пробыв епископом семь лет, мученически погиб от руки нечестивого убийцы. Царь Трдат посадил на патриарший престол старшего сына святого Григора - великого Вртанеса. Сам же, подобно святому Григору, полюбил уединенный образ жизни. Он стал порой уходить от своего воинства и проводить время в 40-дневных постах и молитвах. Являясь к нему, воины умоляли его вернуться к правлению, но он не соглашался, называя их предателями своего господина и притворными почитателями Бога. Те поклялись и подписали грамоту, обещая свято исповедовать Христианство и верно служить ему. Трдат, склонившись к их уговорам, вернулся на престол и являл собой пример всех добродетелей.

А те, так как им надоело его благочестие, решили коварно убить его. И, поехав с ним на охоту якобы для увеселения, выстрелили в него из лука и будто бы нечаянно ранили. Затем, видя, что он от этого не умирает, дали ему смертоносного зелья.

"Люди, непокорные нравом и упрямые, предательски убили его и сами погасили свой лучезарный светильник. Так скончался благочестивый и набожный Трдатиос. Тело его перевезли и погребли в гюхе Тордан, расположенном на берегу реки Евфрат, у подножия горы Сипикор (Сурб Григор) в гаваре Дараналеац, занимавшем долину реки Кемур, рядом с усыпальницей святого Григора, которому он равен, ибо всех удалял с путей безбожных, будучи вторым попечителем просвещения у нас. "

Тиридат III Великий Аршакуни - святой, равноапостольный царь Великой Армении в 286-342 гг., сын армянского царя Хосрова I. В 305 - 306 гг. утвердил христианство в Армении в качестве государственной религии. Вместе с первым архиепископом Армении св. Григорием Просветителем царь Тиридат в 324 г. побывал в Риме и, встретившись там с императором Константином Великим и римским папой Сильвестром , утвердил мирный договор и «вечный союз» между римлянами и армянами против всех язычников. В качестве символа союзных отношений император передал царю Армении особое знамя с изображением монограммы Христа (хризмы), и под этим знаменем армяне воевали с сасанидским Ираном . Тиридат III был убит в 342 г. вельможами-язычниками в результате придворных интриг.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.376.

Тиридат III (Трдат) - царь Армении Великой (287-330). В борьбе с Ираном ориентировался на Рим, в союзе с которым нанес в 297 году поражение иранским войскам и обеспечил независимое от Ирана положение Армении Великой. Стремясь укрепить царскую власть, Тиридат в 301 году вместе с армянской знатью принял христианство, ставшее с тех пор государственной религией страны. Церкви были пожалованы большие земельные владения, а духовенство было приравнено по своему правовому положению к привилегированному сословию (азатам). Централизация власти, принятие христианства и антииранская ориентация Тиридата встретили сопротивление со стороны части нахараров, которые убили Тиридата.

А. П. Новосельцев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Армения (подборка статей в проекте "Историческая география").

Хронологические таблицы и по векам -