Сегодня в среде автолюбителей можно встретить мнение о том, что гелевые аккумуляторы сложно зарядить. Из-за малой распространённости требуемых зарядных устройств (ЗУ) процесс зарядки становится проблематичным. Действительно, гелевые аккумуляторы довольно требовательны к току зарядки и напряжению. Однако ситуация в этом направлении меняется, появляется всё больше необходимых зарядных устройств. Давайте, попытаемся разобраться, какое лучше выбрать вашей АКБ.
На западе гелевые аккумуляторные батареи предлагаются уже несколько десятков лет, и на рынке имеется все необходимое для них оборудование. У нас они пока ещё не так популярны, поскольку автовладельцы просто не знают обо всех преимуществах данных аккумуляторных батарей. При правильной эксплуатации и зарядке гелевые АКБ не приносят никаких проблем и имеют срок эксплуатации больший, чем у обычных свинцово-кислотных аккумуляторов. Но к нему требуется ЗУ с дополнительными возможностями или подзарядка с участием второго аккумулятора, о которой будет рассказано ниже.
Особенно важно то, что гелевый аккумулятор не должен нагреваться. Если он сильно нагреется в процессе подзарядки, то часть геля переходит в жидкое состояние. Даже если вы зарядили АКБ и батарея показывает нормальные параметры, она не будет функционировать нормально. При возвращении её на рабочее место, разрушение гелевого электролита продолжается и в итоге он выйдет из строя.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать какие-то конкретные модели ЗУ. В магазинах постепенно появляются все новые модели от разных производителей и их рассмотрению будут посвящены отдельные статьи. Здесь же мы рассмотрим порядок работы среднестатистического устройства для зарядки гелевых батарей. Он включает в себя такие этапы, как:
Здесь стоит особенно отметить способность зарядного отключаться после достижения определённых параметров батареи. Если продолжать зарядку дальше, то это приведёт к выходу АКБ из строя. В этом основное отличие от стандартных свинцово-кислотных батарей, для которых в случае продолжения зарядки дольше положенного ничего особо страшного не случится.
Независимо от вида аккумулятора, все они требуют периодической зарядки. Гелевые — не исключение. Можно ли заряжать обычным зарядным устройством этот тип батарей? Гелевый электролит требует особых способов зарядки аккумулятора автомобиля, скутера, лодки. Соблюдение условий восстановления заряда позволит продлить срок службы источника энергии.
Вопрос о том, как зарядить обычным зарядным устройством гелевый аккумулятор, задают часто. Но технология зарядки батареи с жидким электролитом и гелем отличаются. Заряжают ли от обычного ЗУ гелевые аккумуляторы? Высокий зарядный ток расплавит гель, который уже не восстановится. Есть и другие проблемы:
Все объясняется проще. Подключение к обычному зарядному устройству приведет к неизбежному разогреву. Если корпус удалось быстро охладить, в нем уже образовалась жидкость. Постепенно она растворит оставшийся гель. Признак разрушения – нагрев корпуса во время работы.
Так как купить «умное» ЗУ не всегда удается, разработан способ, как заряжать гелевый аккумулятор от обычных зарядных устройств. Для этого потребуется посредник – другая батарея, даже старая, отработанная. Она будет работать трансформатором энергии, снижая параметры зарядного тока.
Нужно обе батареи подсоединить параллельно, ЗУ подсоединить к батарее-трансформатору. На гелевый аккумулятор воздействие будет более мягким. Убедившись, что зарядка идет, нужно определить степень нагрева корпуса гелевой АКБ. Если нет нагрева, 2 часа можно восстанавливать емкость. После замерить параметры, в зависимости от показаний, продолжать зарядку еще час или два. Можно ли заряжать батарею, если она начала нагреваться сразу? Нет, ее нужно утилизировать.
Как заряжать батарею правильно? Технология зарядки гелевого аккумулятора состоит из нескольких ступеней. При этом используют специальное зарядное устройство. Каким напряжением можно заряжать гелевый аккумулятор? В паспорте батареи записано пороговое напряжение. На большинстве приборов это 14,4-14,5 В. Но необходимо знать допустимый максимум для своего изделия. Превышение показателя приведет к разрушению геля.
Как выбрать зарядное устройство для автомобильного гелевого аккумулятора, как вести зарядку?
Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора. Каким током заряжать при показателе 60 А/ч? Десятая часть составит 6 ампер. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости. Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8.
Основные требования к зарядному устройству – возможность регулировать и поддерживать параметры тока и напряжения. Должна быть функция температурной компенсации, без нее возможен перезаряд, что недопустимо. Хорошо, если термометр выносной. Автоматический режим зарядки и своевременное отключение потребителя тока сделают процесс надежным.
Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, изложено в пошаговой инструкции:
Сколько заряжать гелевый аккумулятор зависит от подаваемого тока. При 10 % от емкости зарядка происходит за 12-14 часов. Но снизив показатель вдвое, увеличим время до 24 часов, зато продлим срок годности прибора. Если нужно зарядить быстро, увеличиваем силу тока.
Зарядку следует проводить по стадиям. Вначале устанавливают постоянный током, с увеличением напряжения до нормы. На второй стадии сохраняется постоянное напряжение, а ток постепенно уменьшается, пока показатель емкости достигнет максимума.
Гелевые аккумуляторы 12 вольт могут быть автомобильными (стартерными) или тяговыми. Чем и как правильно заряжать те и другие, в чем отличие, разберемся.
Для стартерного аккумулятора характерен режим работы, когда в короткое время на пуск мотора отдается до 2-3С20 тока. Восстанавливается заряд в период движения, когда генератор вырабатывает энергию. Но зарядится ли гелиевый аккумулятор на автомобиле полностью? Бортовая электроника не позволяет восстановить емкость на 100%. Поэтому периодическая подзарядка до номинала нужна. Если вы пользуетесь универсальной автомобильной зарядкой iMAX B6 или другим подобным ЗУ, зарядить гелевый аккумулятор не составит труда.
Выставив нужные параметры — номинальное напряжение, количество банок, ток зарядки на «умном « зарядном устройстве, нужно указать тип аккумулятора. О том как правильно зарядить гелевый аккумулятор автомобиля позаботится универсальный зарядник с микропроцессором.
Как зарядить тяговый аккумулятор 12 в с гелевым электролитом? Здесь несколько изменен алгоритм. В фазе насыщения ток заряда восстанавливает емкость аккумулятора. Но так как емкость большая, используется ток 0,1-1,0 С20. С20 – цифровое значение емкости, измеряемой в А/ч. При достижении на клеммах номинального напряжения 13,8-14,4 В, заряд составляет около 80 %.
Наступает этап абсорбции. В массивные свинцовые пластины проходят активные ионы, как в кладовую. За счет диффузии заряд скапливается, ток поглощается все меньше, до 0,02С20. Во время абсорбции ток не зависит от зарядного устройства, только от емкости пластин. Именно этот процесс позволяет использовать энергию равномерно и долго при разрядке.
Показатель, характеризующий работу тягового аккумулятора – эффективность зарядки. Это обозначает, какой процент от полученной энергии используется эффективно. Гелевые аккумуляторы имеют показатель эффективности 90 %.
Особенности источников энергии для мотоцикла, скутера, снегохода в их малой емкости. Поэтому даже универсальное автомобильное устройство не поддерживает малые токи. Как можно зарядить гелевый аккумулятор малой емкости? Необходимо подобрать «интеллектуальное» зарядное. Пример доступного по цене ЗУ – Benton BX.
Как часто нужно заряжать гелевый аккумулятор для снегохода или для скутера? Все аккумуляторы, установленные на экстремальной технике, контролируются тестером. Напряжение замеряется на клеммах. Показатель выше 12,7 В хороший, ниже – гелевый аккумулятор мотоцикла, снегохода или другой техники требует подзарядки от сети. Для гарантии безотказной работы аккумулятора сетевая короткая подзарядка рекомендуется раз в два месяца.
Независимо, в автомобиле, скутере, или лодке, установлен гелевый аккумулятор. Правильная зарядка после длительного простоя или глубокой разрядки должна быть не меньше 12-14 часов. Используется ток 0,1 С20 или чуть больше. Нельзя отключать питание, если батарея заряжена не полностью. Процесс должен быть под контролем. Нельзя допускать нагрева корпуса аккумулятора.
О том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор, посмотрите видео
Выкладываю интересную и доступную по деталям схемку ЗУ гелевого аккумулятора собранную на распространённой микросхеме ОУ LM358 , разработанную по моей просьбе автором Aenigma. Собрано ЗУ на smd деталях для небольших корпусов, тщательно протестировано - работает без нареканий.
Светодиод HL1 (индикатор окончания заряда) начинает загораться, когда напряжение на батарее достигает примерно 7 В и загорается на полную яркость, когда напряжение достигает 7,2 В. После этого напряжение на батарее остаётся постоянным, поэтому перезарядить аккумулятор невозможно. Резистор R2 позволяет точнее выставить зарядный ток 0,45 А. Резистор R7 задаёт максимальное напряжение на аккумуляторе 7,2 В. В схему добавлен светодиод, индикатор питания, который постоянно светится. Стабилитрон КС133Г (VD1) можно заменить любым на 3,3...3,9 В, например КС139Г, КС407А, КС407Б, а также из серии BZX55 . Чтобы светодиод начинал светиться не при 6,8 В, а при 7 В, для этого нужно сопротивление резистора R8 уменьшить до 0,5 Ом путём параллельного соединения двух резисторов на 1 Ом мощностью по 0,125 Вт, резистор R5 поставить на 22 Ом, резистор R2 - на 4,7 кОм, резистор R3 - на 470 Ом. Так было изначально, так у меня и сделано.
Силовой транзистор может нагреваться, если поставить на заряд сильно разряженный аккумулятор, поэтому небольшой теплоотвод нужен. Стабилитрона на 0,5 Вт достаточно, больше - хуже, так как у них минимальный ток стабилизации может быть больше, а в этой схеме он играет значительную роль. Например, рекомендуемый стабилитрон КС133Г рассчитан на мощность 0,125 Вт. А вообще светодиод - любой, какой больше нравится. В этой схеме ток через него автоматически ограничивается величиной 15 мА. Он должен загораться при подходе к 7 В примерно, чем больше заряд аккумулятора - тем ярче.
Печатная плата очень легко доделывается под обычные элементы, если вместо пятачков СМД элементов аккуратно добавить контактные кружки под обычные детали. В архиве прилагаю несколько вариантов плат зарядки . Платка у меня получилась, как всегда, компактная, и отлично вписалась в корпус.
Микросхему LM358 в SMD можно поискать на платах от сгоревших материнок и т.д., коих полно в ремонтных компьютерных мастерских. Плюс там есть и полевички, и ещё полезные деталюхи. Я лично так и достаю у знакомых, всё это много и бесплатно.
В этом разделе нашего каталога представлены зарядные устройства для гелевых аккумуляторов от ведущих мировых производителей. Мы предлагаем Вам эти приборы по более чем разумным ценам - сделав покупку в нашей компании, Вы примете верное решение!
Гелевые аккумуляторы обладают внушительным рядом преимуществ, однако у них есть и минусы, и один из них - сложность зарядки.
Традиционные зарядные устройства для AGM-аккумуляторов ни в коем случае нельзя использовать для подзарядки гелевых АКБ по нескольким причинам:
Это - далеко не все особенности гелевых батарей, за которых их невозможно заряжать с помощью стандартных ЗУ.
Все зарядные устройства для гелевых аккумуляторов обладают следующими функциями:
Прежде чем покупать зарядку для гелевых аккумуляторов, необходимо узнать, оснащено ли устройство элементами для:
У нас Вы можете купить зарядное устройство для гелевых аккумуляторов, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. При необходимости мы готовы предоставить Вам подробную консультацию по выбору устройства, причем наш специалист посоветует Вам не самое дорогое ЗУ, а то, которое идеально подойдет Вам.
Хотите сделать подзарядку аккумулятора безопасной, быстрой и качественной? Приобретите надежное зарядное устройство в нашей компании!
Новые технологии шагают по миру. Наверное скоро старые свинцовые батареи совсем сойдут на нет, их заменят AGM или GEL аккумуляторы. Но так ли идеальны эти новинки? Ведь минусов у них также предостаточно особенно у «гель» версии – из них самый основной это его зарядка. Если с все более или менее понятно, то вот как дело обстоит с более продвинутым собратом. Сегодня решил написать статью – как заряжать гелевый аккумулятор, будет интересно читайте …
Знаю эта тема волнует многих автомобилистов, которые хотят уйти от свинцово-кислотных АКБ и поставить себе «новые технологии» под капот (повторюсь — это не одно и тоже). Также хочется напомнить что гелевый аккумулятор от слова «ГЕЛЬ» а не гелий (ГАЗ), нужно усвоить для понимания чтобы не путали.
В самом начале вспомним строение.
Не хочу сейчас размусоливать – давайте вспомним основные аспекты:
В общем просто чудо аккумулятор, выдает большие токи, не разряжается в мороз, доливать электролит не нужно и т.д. Но в чем его «Ахиллесова пята», где слабые места?
Уже в стоимости – стоит в 3 – 4 раза дороже чем стандартный аккумулятор. Но это не единственный и не такой страшный негативный момент. Можно закрыть глаза на цену и пользоваться такой батареей, ведь у него срок службы (при правильной эксплуатации) минимум в 3 – 4 раза больше.
Самый большой негативный момент – это зарядка гелевого аккумулятора! Он очень требователен к напряжению, если превысить допустимый порог то попросту за считанные часы его можно «убить».
Но для начала …
Сила тока . Ток как на любом другом АКБ, то есть должен колебаться в пределах от 10 до 30%. Если вам нужно правильно зарядить и не навредить батареи то ставьте 10% от емкости. Например — от 60 Ач – это 6А. если нужно подзарядить но срочно – то до 30%, а это 18A, от нашего примера. Тут думаю все понятно. Но вот напряжение, тут то что?
Напряжение . Все более сложно, гелевый вариант не терпит даже малейших превышений напряжения. Нормальным считается – 14,5 – 15,0Вольта. Если вы превышаете заряд даже на десятые доли Вольта, внутри запускаются процессы разрушения, которые его попросту выведут из строя, причем очень быстро.
Очень просто – мы с вами знаем, что внутри находится – ГЕЛЬ. Это упругое, но твердое вещество, чем-то похоже на резину (только белого цвета). При нормальных температурах, и нормальных показателях заряда этот гель находится в одинаковом состоянии. Но вот только вы превышаете порог, скажем подаете – 15,5 – 16,0В, то гель начинает плавится – тает как масло и чем дольше вы его перезаряжаете, тем больше его разрушится.
Это приведет:
Вот и все после этого, можно выкидывать ваш чудо АКБ! Так просто его вывести из строя. Справедливости ради – стоит отметить что при низких температурах происходит почти тоже самое, гель замерзает становится — хрупким и ломким, поэтому крайне низкие температуры (за – 50 градусов Цельсия), также не желательны.
Есть еще одна особенность – заряжать для сохранения заряда. На многих гелевых аккумуляторах он называется – Standby USE (ожидающий использования). Так как аккумулятор может храниться годами без подзарядки, его изредка нужно подзаряжать. Как пишут производители – достаточно раз в год. Так вот заряжать нужно специальным напряжением – от 13,5 до 13,8В.
При таком режиме – аккумулятор без ущерба для себя наберет энергию и вы можете еще на долгое время оставить его на «сохранение».
После прочитанного повисает справедливый вопрос – а можно ли и самое главное стоит ли применять для запуска двигателя автомобиля? Знаете ребята, вопрос не однозначный – с одной стороны высокие токи запуска, быстрая зарядка, нет испарения электролита одни плюсы. НО – вам нужно постоянно следить за (устройство которое регулирует напряжение и не дает перезаряда АКБ) – если оно выйдет из строя, гелевый АКБ буквально за день «угробите». Если на иномарках качество реле более-менее (хотя всякое бывает), то вот на наших ВАЗ, особенно на классическом приводе они очень часто выходят из строя. ДА и ставить гелевый аккумулятор на классику – нужно суметь, зачастую батарея будет стоять половину от стоимости авто.
Если уж очень «хочется, но колется» — как говорится в народе. Стоит посмотреть на специальные клеммы, знаете есть такие в которых установлены свои реле-регулятора, то есть получается двойная защита, на генераторе и на самой клемме (если один выйдет из строя, спасет второй). Правда стоят такие клеммы очень не дешево, да и найти их сложно.
Что остается в итоге, а именно – как заряжать гелевый аккумулятор:
Если процесс происходит дома, тогда точным напряжением не выше 15В (а лучше 14,4В), током от 10 до 30% от емкости.